Популярные темы

Вновь о проблеме: карагандинский музей ИЗО посетил заместитель акима Карагандинской области

Дата: 05 мая 2022 в 10:45 Категория: Новости культуры


Вновь о проблеме: карагандинский музей ИЗО посетил заместитель акима Карагандинской области
Стоковые изображения от Depositphotos

Напомним, что письма по поводу выделения земельного участка под строительство нового здания для музея – а он действует с 1988 года – неоднократно отправлялись на имена разных акимов Караганды в разное время. В те моменты, делились в управлении культуры еще в феврале этого года, конкретных предложений по переезду музея в новое здание, либо по выделению земельного участка в каком-либо районе города предоставлено не было.

Сейчас ситуация изменилась – об этом во время визита в музей рассказал Еркебулан Жумакенов, но началась встреча не с этого. Первое, на что Ербол Аликулов обратил внимание – ощущение сырости в залах, и оно порой усиливается, если погода влажная.

— Наш музей площадью 1 075 квадратных метров – это, по сути, пристройка, которая никак не предназначена под музейное помещение, — поделилась директор Бибигуль Кудабаева. – Над нами – еще 11 этажей, а также технический этаж со всеми коммуникациями. Если у кого-то что-то прорвало – дело плохо, все льется на нас. Подвал здесь тоже не в особо рабочем состоянии. КСК, как может, борется с этим, но общая ситуация не двигается. У нас 2 экспозиционных зала по 400 квадратных метров каждый, 6 хранилищ – под хранение предметов искусства не приспособленные, поскольку в них должны соблюдаться определенные режимы влажности и температуры. Места мало, возможность иметь постоянные экспозиции исключена, выставки меняются в течение года каждые 10-14 дней. Проводя экспозиции, мы оказываем музейные услуги – у них есть стоимость, в них входит монтаж и демонтаж выставки, обслуживание экспозиции, но проблема одна – здание. Нужно хорошее, новое, отдельно стоящее здание, с необходимыми параметрами для хранения произведений искусства.

Ербол Аликулов поинтересовался, какие предложения по решению вопроса поступали ранее. Еркебулан Жумакенов – к слову, в прошлом тоже руководитель музея – также подтвердил, что потопы были и не раз, а ущерб от них насчитывает более 50 миллионов тенге. Плюс ко всему в прошлом открытая площадь перед музеем уже несколько лет закрыта торговыми домами, которые загадочным образом Градсовет разрешил построить – и музей потерялся за ними. Все осложняется и тем, что здесь часто останавливаются и перегораживают дорогу машины – как грузовые, так и легковые. Просили, отметил Еркебулан Кайруллаевич, установить шлагбаум, но в дорожной полиции не разрешили. Текущие ремонты ведутся, но всей ситуации это не решает, повторил глава ведомства.

— Когда мы подали очередную заявку в городской акимат, нам, наконец-то, выделили участок земли – на Юго-Востоке, в районе жилого комплекса «Трилистник», площадью 0,8 гектара, — рассказал Еркебулан Жумакенов. – Участок зарегистрирован, в следующем году можно будет приступать к строительству нового здания.

Что ж, принципиальное решение есть – добро на него получено, земля зарегистрировано, идет ее оформление на управление культуры подытожил Ербол Аликулов. Если проекта нового здания музея или его эскиза еще нет, можно объявить конкурс для архитекторов, предложил заместитель акима области.

— Я уверен, что у нас есть замечательные архитекторы, которые смогли бы представить проект здания нового музея Изобразительного искусства, — отметил Ербол Шымкентбаевич. – Конечно, нужно будет дополнительно обсудить и утвердить условия такого конкурса. Съехать временно – не выход, это понятно, но это будет и тяжело.

Хранилища музея Ербол Аликулов тоже осмотрел и отметил их небольшой размер – еще и по этой причине соблюдение нужных режимов температуры и влажности невозможно. Это осложняет хранение экспонатов передвижных выставок, где представлены предметы искусства не из фондов музея.

— В лучшем случае здание построят через год, — подытожил Ербол Аликулов.

— Возможно, это займет больше времени, — добавил Еркебулан Жумакенов.

— Год мы потерпеть готовы – главное, чтобы новое здание подходило всем параметрам, — вновь заметила Бибигуль Кудабаева.

Однако позже заместитель акима области выдвинул неожиданное предложение: приобрести готовое помещение и переоборудовать его под музей. По его убеждению, это будет дешевле в несколько раз, чем строить новое здание. Сотрудники музея объяснили: минимальная необходимая площадь насчитывает 5 тысяч квадратных метров и в лучшем случае 12 залов. Ербол Аликулов стоял на своем: разве таких зданий может не быть в городе? Может, никто не искал?

— Строительство с нуля – процесс длинный: он может застопориться, в частности с выделением финансирования. Мало ли какие кризисы нас настигнут, — отметил заместитель акима области и вновь предложил: — Купить проще всего, знаю по опыту. Давайте поищем вместе с общественностью? Я замечаю в Караганде большие банкетные залы, не все из которых заполнены и, возможно, не в хорошем положении. Там огромные потолки, огромная площадь, которую можно разделить – необязательно наглухо. Можно поменять внутреннюю планировку. Все экспонаты там смогут расположиться. Просто, думаю, никто этим вопросом не занимался. Давайте к этому вопросу вернемся через 2 недели. Строительство будет идти – но можно и поискать готовое помещение. Как бы ситуация ни сложилась, новое здание так или иначе пригодится. Вдруг готовое здание окажется даже лучше?

Возможно, эта идея имеет свои плюсы, но с высокими потолками экспозиция потеряется в пространстве – пропадет ощущение галерейности, а вешать картины в таком случае будет некомфортно и даже, возможно, опасно. Обслуживание такой выставки будет куда более сложным, чем в помещении с традиционной высотой. Локация тоже очень важна: основной контингент музея ИЗО, помимо художников, ценителей искусства среди взрослого населения (постоянных гостей у музея много) – это школьники и студенты, которым некомфортно передвигаться на огромные расстояния даже в черте Караганды. Локация должна быть удобной.

Залы Музея искусств имени А. Кастеева

Первая ассоциация, приходящая на ум в размышлении об оптимальном образце композиции нового здания музея – залы алматинского Музея искусств имени А. Кастеева в Алматы, в котором 14 залов и несколько этажей. Высота потолков здесь небольшая – порядка 3 метров, где-то – 5 метров, но при этом ни одна экспозиция не теряется, помещения светлые, и конечно – здание у учреждения свое, позволяющее проводить одновременно более десятка экспозиций. Такое же решение было бы идеальным и для карагандинского областного музея Изобразительного искусства. К слову, в еще одном карагандинском музее – историко-краеведческом – оборудовано 16 залов, поэтому большинство экспонатов здесь, как правило, на виду. В музее Изобразительного искусства залов всего 2, что осложняет вариативность проводимых выставок – их могло бы быть больше.

— Я, честно говоря, очень неравнодушный к живописи человек, — отметил в финале встречи Ербол Аликулов. – Не специалист, но рассуждаю ощущениями: если картина меняет настроение – значит, в ней есть много настоящего. Вырос в Алматы, обожаю Арбат: каждый день там выставляют замечательные полотна. Среди таких работ всегда нахожу что-то особенное.

Фото автора 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Тэги новости: Новости культуры Караганда
Поделитесь новостью с друзьями