Популярные темы

Трудовая миграция из Казахстана в Южную Корею: слухи и факты

Дата: 27 апреля 2021 в 11:39 Категория: Новости стран мира


Трудовая миграция из Казахстана в Южную Корею: слухи и факты
Стоковые изображения от Depositphotos

В последнее время значительный резонанс в СМИ и социальных сетях получила тема трудовой миграции из Казахстана в Республику Корея. Многие оценки ситуации при этом носят резко негативный, даже панический характер, основываясь на ряде поверхностных суждений. В этой связи, чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Корее Бакыт Дюсенбаев освятил ключевые аспекты вопроса, передает Liter.kz.

Международная миграция является глобальным феноменом, имеющим различные причины. Как отмечено в «Докладе о миграции в мире 2020» Международной организации по миграции (МОМ), в настоящее время количество международных мигрантов достигает почти 272 миллиона человек во всем мире, при этом почти две трети из них являются трудовыми мигрантами. Крупнейшие коридоры миграции пролегают из развивающихся стран в страны с более развитой экономикой.

По мере дальнейшего развития международного сотрудничества и упрощения транспортно-коммуникационных возможностей, миграционные потоки в мире будут только увеличиваться. Многие государства, включая развитые страны, являются как принимающей стороной (реципиентом), так и донором миграционных потоков.

Казахстан не является исключением, принимая трудовых мигрантов из соседних государств, и, одновременно, граждане нашей страны в поисках более высокооплачиваемой работы выезжают в другие страны. То же самое можно сказать о самой Республике Корея, большое число граждан которой проживают в США, Японии, Канаде, не имея вида на жительство. Как видим, мотивом трудовой является поиск лучших условий и более высокой оплаты труда.

В 2014 году вступило в силу соглашение о безвизовом режиме между Казахстаном и Южной Кореей. В соответствии с ним граждане двух государств освобождаются от визовых требований сроком до 30 дней, если их поездка связана с туристической, частной, деловой, культурной или медицинской целью. При этом для трудоустройства, учебы, постоянного проживания по-прежнему требуется виза соответствующей категории.

В период с 2014 года по 2019 год число казахстанцев, посетивших Республику Корея, более чем удвоилось, с 20 тысяч до 44 тысяч человек в год. В семь раз увеличилось количество зарегистрированных и постоянно проживающих в Южной Корее граждан нашей страны, с 3 тысяч до 22 тысяч человек. Многие наши соотечественники получили доступ к лечению особо сложных заболеваний в лучших диагностических центрах и других медицинских учреждениях Южной Кореи.

Важно отметить, что из всех стран СНГ только Казахстан и Российская Федерация подписали такие соглашения с Республикой Корея, что свидетельствует о высоком уровне двусторонних отношений.

Вместе с тем, значительное число граждан Казахстана, официально декларируя туристическую цель поездки, реальной целью преследуют дальнейшее трудоустройство в Республике Корея, в нарушение миграционного законодательства нелегально оставаясь в стране по истечении разрешённого срока пребывания. В настоящее время южнокорейская сторона с учетом пандемии COVID-19 в одностороннем порядке приостановила действие данного соглашения.

Как было уже отмечено, соглашение было рассчитано на поощрение дальнейших гуманитарных, культурных и деловых обменов между двумя странами. К сожалению, часть казахстанских граждан воспринимает его как «лазейку» для проникновения в Южную Корею с целью дальнейшего нелегального трудоустройства.

По данным иммиграционной службы Республики Корея, по состоянию на 31 декабря 2020 года в стране нелегально пребывает 8 902 гражданина Казахстана. Максимальных показателей это число достигло в период перед началом пандемии COVID-19 и составляло около 12 тысяч человек. В основном, трудовые мигранты из Казахстана работают в промышленном, сельскохозяйственном секторах, а также в сфере услуг.

Содействие в нелегальном трудоустройстве оказывают агенты специальные посредники («брокеры»), преимущественно выходцы из СНГ. Деятельность данных посредников, зарабатывающих на этом значительные средства, осуществляется практически открыто, что как представляется должно стать предметом пристального внимания соответствующих служб.

Высокая концентрация незаконно трудящихся граждан влечёт за собой рост не только административных правонарушений, но и уголовных. Нелегальное положение трудовых мигрантов в Республике Корея способствует их более тесному вовлечению в различные неформальные группы, складывающиеся по признакам землячества, религиозной и национальной идентичности. Нередко они склонны к участию в хулиганстве, массовых драках, вымогательстве и других преступлениях, в том числе и особо тяжких. Часто подобные случаи получают негативный резонанс в местных СМИ, что наносит ущерб имиджу Казахстана. В настоящее время под следствием в Южной Корее находится 23 казахстанца, в местах лишения свободы – 19. При задержании отдельные граждане отказывается воспользоваться своим правом проинформировать об этом наше Посольство, руководствуясь местным законом «О защите личных данных». Нередко и сами нелегалы становятся жертвами противоправных действий.

Особое беспокойство вызывает количество смертей соотечественников в Республике Корея, третья часть которых составляют трудовые мигранты (производственные травмы, ДТП, суициды, обострение хронических заболеваний, убийства и т. п.). Так в 2019 году скончалось 43 человека, из них нелегалов – 15, в 2020 году – 36, из них нелегалов – 17. За первый квартал 2021 года из Южной Кореи в Казахстан отправлено 5 тел умерших, из них 2 человека проживали здесь незаконно. При этом возвращение тела стоит 8–9 тысяч долл. США. Посольство и МИД Казахстана вынуждены решать и этот вопрос, так как родственники нередко отказываются оплачивать расходы.

К сожалению, несмотря на всяческое содействие нашим гражданам в решении возникающих у них проблем, через СМИ и социальные сети искусственно создается негативный резонанс в казахстанском обществе с обвинениями в «бездействии» со стороны консульских служб государства.

Необходимо отметить, что проблема трудовой миграции, в том числе нелегальной, в целом, достаточно остро стоит в Республике Корея и является фактором значительной социальной напряженности. По состоянию на 2020 год на территории страны незаконно находилось более 320 тысяч иностранцев, из них граждан Таиланда более 138 тысяч (29% от общего количества), Китая – 71 тысяча (20%), Вьетнама – 42 тысячи (около 12%), Монголии – 16 тысяч (4,4%), Филиппин – 13 тысяч (3,6%), России – 11 тысяч (3%), Казахстана – около 9 тысяч (2,8%), Индонезии – 8 тысяч, Узбекистана и Камбоджи – по 6 тысяч.

Правительство Южной Кореи предпринимает меры по сокращению числа нелегальных мигрантов, включая ужесточение процедур при пересечении госграницы в аэропортах, рейды по выявлению нарушителей. В частности, в 2019 году число не допущенных в международных аэропортах и отправленных обратно в Казахстан наших граждан составило около 5 тысяч человек. По данным иммиграционной службы Республики Корея, в 2020 году за нарушение правил пребывания в стране было депортировано в Казахстан около 1500 человек. Периодически правительством организуется «амнистия» или «зелёный коридор», в рамках которой нелегалам предоставляется право добровольно покинуть страну без выплаты штрафных санкций.

Безусловно, работа без официального контракта является нарушением закона и сопряжена с физическим трудом, с отсутствием государственной медицинской страховки. Необходимо четко представлять, что без соответствующих документов можно рассчитывать только на тяжёлый физический, неквалифицированный труд.

В Южной Корее для легального трудоустройства иностранцев действует «Система трудовых разрешений» (СТР) или Employment Permit System (EPS), которая была запущена в 2004 году для развивающихся стран с низкими доходами.

По данной системе визы выдаются гражданам стран, с которыми Южная Корея подписала соответствующие двусторонние соглашения. К ним относятся 16 государств: Китай, Вьетнам, Филиппины, Таиланд, Индонезия, Шри-Ланка, Монголия, Узбекистан, Камбоджа, Бангладеш, Пакистан, Непал, Мьянма, Кыргызстан, Восточный Тимор, Лаос. Указанные соглашения в основном были подписаны в период 2004–2008 годов.

По мнению южнокорейского правительства, в настоящее время СТР устарела и не решает проблему нелегальной трудовой миграции. Новые соглашения в настоящее время не подписываются. Квоты, предоставляемые по этим соглашениям, не соответствуют спросу, и во многих случаях по окончанию официального контракта работники пытаются остаться в стране уже как нелегалы. Ежегодно в рамках уже подписанных 16 соглашений в Корею заезжают 55–58 тысяч работников, что в среднем составляет 3,5 тысячи человек на страну. В настоящее время в Сеуле ищут альтернативные варианты решения проблемы.

В связи с ростом числа казахстанцев, стремящихся получить работу в Южной Корее, вопрос упорядочения трудовой миграции является постоянным предметом для обсуждения в ходе двусторонних переговоров, визитов, политических и консульских консультаций. Предложение о заключении соглашения по СТР между Казахстаном и Южной Кореей также неоднократно озвучивалось казахстанской стороной и в настоящее время изучается корейскими партнерами. Здесь требуется совместная работа профильных министерств двух стран, отвечающих за вопросы труда и миграции.

Рассматривалась возможность участия в «Программе по привлечению иностранной рабочей силы на сезонные работы в сфере сельского хозяйства и рыболовства». Данная программа действует с 2015 года только на уровне органов местного управления, где приглашающей стороной выступают администрации регионов, городов и районов. По результатам направленных официальных запросов, на сегодня ни один из регионов Южной Кореи не выразил заинтересованности в приглашении сезонных рабочих из Казахстана. Проведенный анализ показал, наличие ряда объективных причин.

Во-первых, для программы требуются работники в области рыболовства и рисоводства, поэтому регионы приглашают граждан стран Юго-Восточной Азии, среди которых более распространены соответствующие навыки. Наши граждане в основной массе пытаются устроиться на строительные, ремонтно-монтажные, производственные и промышленные объекты, а также в сфере услуг.

Во-вторых, это ограниченность во времени, разрешается пребывание в стране на 90 дней один раз в год. Граждане Казахстана стремятся обеспечить себя круглогодичным заработком.

В-третьих, это ограничение по возрасту. Для участия в программе отбираются лица от 30 до 50 лет, тогда как большую часть приезжающих на заработки из Казахстана составляют лица от 20 до 30 лет.

В-четвертых, в рамках программы из каждой страны привлекаются максимум несколько сотен человек в год. Кроме того, правительства, направляющие своих граждан в Южную Корею на работу, должны обеспечить механизм их гарантированного возвращения. В случае, если количество нарушений миграционного законодательства превысит 10% от общего числа прибывших граждан конкретной страны, то программа прекращает свое действие.

Для Министерства иностранных дел и Посольства Казахстана в Республике Корея защита интересов и прав граждан нашей страны является ключевым приоритетом. Консульский отдел Посольства работает практически в круглосуточном режиме без выходных, находясь в постоянном контакте с соотечественниками, включая нелегально находящихся на территории страны. Сотрудники Посольства не оставляют без внимания ни одно обращение, выезжая в аэропорт, в провинции, полицейские участки, тюрьмы, клиники и т.д. Необходимо иметь в виду, что на территории Южной Кореи в настоящее время постоянно проживают более 30 тысяч граждан Казахстана, включая незаконно находящихся в стране, что предполагает большой объём консульских действий при ограниченных людских ресурсах.

В целом, вопрос нелегальной миграции требует совместного решения соответствующих органов Казахстана и Южной Кореи.

Нелегальная миграция не должна стать фактором, влияющим на действие безвизового режима для взаимных поездок граждан двух стран.

По сообщению сайта Литер

Тэги новости: Новости стран мира
Поделитесь новостью с друзьями