Стоковые изображения от Depositphotos
Писатель Эдуард Успенский со своим героем, 2003 год
По словам Успенского, Крокодил Гена позаимствовал черты характера и стиль у композитора Яна Френкеля. В 1983 году писатель заявил об этом со сцены на праздновании 50-летия издательства «Детская литература»:
«Дорогие друзья, сейчас я открою вам страшную тайну, с кого был написан Крокодил Гена. Он сидит здесь, перед вами. Ян Абрамович, поднимитесь, пожалуйста». Композитор встал и поклонился аудитории.
Куклы из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена» на выставке киностудии «Союзмультфильм», 2010 год
Позднее в интервью, опубликованном в книге «Город мастеров. Беседы по существу», Успенский отметил, что не раз говорил о сходствах Френкеля и Гены:
«Мы с ним работали вместе одно время, он помог наделить моего крокодила вполне конкретными человеческими качествами вплоть до походки. Кстати, Ян об этом знал и не обижался».
Как и Крокодил Гена, Френкель был очень застенчивым и отзывчивым. Известно, что он помогал друзьям без очереди получить квартиру, в то время как сам долгое время писал музыку в коммуналке.
Как утверждал Успенский, прототипом Чебурашки стала бракованная детская игрушка, похожая одновременно на зайца и медвежонка. А историю создания забавного имени персонажа писатель раскрыл в 2006 году в интервью «КП».
«Много лет назад я пришел в гости к другу, — рассказал Успенский. — Передо мной появилась его трехлетняя дочка в шубке... Нарядилась в обновку и тут же, сделав шаг, упала. А папа и говорит: «Ну вот, чебурахнулась!» Слово запало мне в душу, а когда появился ушастый герой, я тут же дал ему имя — Чебурашка».
Художник Леонид Шварцман наделил зверька большими ушами и круглыми глазами. Он отметил, что создание образа Чебурашки заняло почти половину всего периода подготовки к съемкам — два с половиной месяца из пяти. По слухам, лицо зверька могли срисовать с мультипликатора Розалии Зельмы.
В интервью изданию «Воздух» Успенский заявил, что прототипом злобной старухи Шапокляк стала его первая супруга Римма, с которой он учился в МАИ. До этого ходили слухи, что автор списал героиню со своей матери.
«Нет… Скорее жена, — сказал Успенский. — Вообще считается, что человек подбирает себе жену по образцу своей матери. Мать у меня была довольно противная тетя. То есть, может, она была и хорошая тетя, но нас было трое детей, она старшего и младшего любила, а я у нее проходил как нелюбимый. По этому типу я выбрал себе жену, которую я тоже не любил. И вот с первой жены я, может, и писал. Она такая строгая, противная, вредная».
В беседе с «Известиями» в 2007 году Успенский охарактеризовал бывшую супругу так: «Дама вредная во всех отношениях. Сейчас только удивляюсь, как нам удалось прожить вместе 18 лет». Писатель добавил, что Шапокляк имеет и его черты: «Характер у меня тоже не ангельский».
Старуху Шапокляк Успенский назвал в честь одноименного мужского головного убора — цилиндра, который можно компактно складывать. Рисуя героиню для мультфильма, художник Леонид Шварцман опирался на образы своей тещи и шапокляка.
«В создании старухи Шапокляк мне помог один конкретный образ. Во-первых, само слово «шапокляк» дало подсказку: это складной цилиндр, XIX век, жабо, белые манжеты, — сказал Шварцман в интервью «МК». — И внешность моей тещи здесь сыграла важную роль. Она была женщиной из «того времени», у нее были седые волосы, седой пучок. Я ей только удлинил носик, сделал его ехидным, а глазки — лукавыми. В общем, этот персонаж родился довольно быстро».
Прототипом Кота Матроскина стал редактор киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин — давний приятель Успенского. Как и персонаж повести-сказки «Дядя Федор, пес и кот», Тараскин отличался домовитостью и рассудительностью. Сначала Успенский хотел дать коту фамилию приятеля, но тот уговорил его этого не делать.
Кот Матроскин из мультфильма «Трое из Простоквашино»
Впервые повесть была экранизирована в 1975 году, но мультфильм не стал знаменитым. Образы Матроскина и других персонажей обрели славу благодаря трилогии Владимира Попова «Трое из Простоквашино» (1978), «Каникулы в Простоквашино» (1980) и «Зима в Простоквашино» (1984).
Об истории создания характера мамы Дяди Федора писатель не рассказывал. Но ее известный облик в серии мультфильмов о Простоквашине художник Левон Хачатрян срисовал со своей супруги Ларисы Мясниковой.
Мама Дяди Федора
«Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные», — рассказывал Хачатрян позднее.
Сама Мясникова была не в восторге от того, как муж изобразил героиню на экране. Она выразила надежду на то, что маму Дяди Федора не будут ассоциировать с ней, потому что она «ни за что бы не надела такие очки».
По сообщению сайта Газета.ru