Популярные темы

Как в Казахстане планируют развивать индустрию криптомайнинга

Дата: 02 февраля 2023 в 19:36


Как в Казахстане планируют развивать индустрию криптомайнинга
Стоковые изображения от Depositphotos

С апреля 2023 года должен вступить в силу законопроект «О цифровых активах в Республике Казахстан». В министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности напомнили, что документ принял парламент, и он направлен на подпись главе государства. Участники Digital Almaty Forum 2023 оценили, какое влияние окажет на рынок новый закон и как Казахстан может ликвидировать дефицит электроэнергии, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Когда стоит ждать эффекта от новых правил игры?

Во время своего выступления заместитель директора департамента по цифровым активам Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК  Гиззат Байтурсынов напомнил, что во многих странах криптовалюта используется как средство платежа. «У нас Национальный банк РК пока не готов и в рамках законопроекта «О цифровых активах в Республике Казахстан» к этому. Криптовалюта у нас в стране является имуществом. Но думаю, что это все временно, в будущем, предполагаю, мы к этому придем», — заявил Гиззат Байтурсынов.

Говоря о законопроекте, он перечислил задачи, которые предполагается решить. 

«Во-первых, мы вводим лицензирование майнинговой деятельности. Эта мера решит проблемы неконтролируемого серого майнинга. То есть мы будем четко знать свой рынок, какие майнеры и где расположены, и будем мониторить. Во-вторых, мы в рамках законопроекта будем вести реестр вычислительного оборудования цифрового майнинга», — отметил Гиззат Байтурсынов.

По его словам, проблемы в сфере майнинга в Казахстане были связаны с тем, что заработки майнеров находились в «серой зоне». «То есть мы не видели, сколько они зарабатывают. У нас, у Комитета госдоходов РК не было никакой информации на этот счет. В основном все владельцы кошельков (с криптовалютой – Ред.) находились за рубежом, и вся добытая криптовалюта уходила за рубеж. Казахстан был сырьевым придатком, занимался только обслуживанием цифрового оборудования для майнинга», — заметил эксперт.

Также он подчеркнул, что в рамках законопроекта планируется ввести аккредитацию майнинг-пулов. Они должны будут предоставлять данные о доходах каждого майнера и облагать их налогом. «…Думаю, начиная с апреля этого года, когда законопроект вступит в силу, мы увидим первые результаты его работы после второго квартала 2023 года», — считает Гиззат Байтурсынов.

Как необходимо изменить налогообложение майнеров

Вице-президент Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане Сергей Путра также выразил свое мнение по законопроекту. Он считает, что индустрия цифрового майнинга после вступления в силу законопроекта «станет самой прозрачной индустрией в Казахстане». В то же время он обозначил несколько моментов, которые стоит подкорректировать в этом документе.

«Криптовалюта – это имущество, а любые сделки с имуществом подлежат налогообложению НДС. Во всем мире сделки по криптовалюте НДС не облагаются. И, следовательно, это накладывает определенные ограничения на криптоэкосистему Казахстана. Мы считаем, что законодательное закрепление и освобождение таких сделок от НДС необходимо. И мы уже работаем в этом направлении», — отметил эксперт.

Он также обратил внимание, что необходимо изменить систему налогообложения майнеров.

«На наш взгляд, с момента вступления в силу законопроекта у цифрового майнинга появляется прозрачная система налогообложения с реальных доходов майнеров. С нашей точки зрения, нелогично облагать ресурс (электроэнергию, потребляемую майнерами – Ред.), который используется для майнига цифровых активов, налогом еще до момента получения каких-либо прибылей майнером.  Мы же не облагаем налогом бензин, который покупают таксисты», — отметил Сергей Путра.

Эксперт также затронул вопрос энергоснабжения майнеров. «В СМИ сейчас цифровой майнинг рассматривается как одна из основных угроз энергосистемы нашей страны. Но мы погружены в эту индустрию и видим реальные проблемы и возможности в ней. Считаем, что цифровой майнинг может быть не угрозой, а одним из путей выхода из энергокризиса. Потому что цифровые майнеры могут потреблять электроэнергию стабильным графиком, по высоким ценам. Они не создают дебиторской задолженности (перед ТЭЦ – Ред.), они всегда платят вовремя за электроэнергию. Это дает возможность электростанциям, которые будут реализовывать им электроэнергию, осуществлять плановые ремонты, модернизацию своих станций», — заметил Сергей Путра.  

Модератор, управляющий партнер MOST Ventures Павел Коктышов адресовал вопрос Сергею Путра: «Действительно ли майнеры такие белые и пушистые, как вы говорите?»

Но ответил на этот вопрос председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Талгат Темирханов. «В Казахстане объем серого майнинга оценивается на том же уровне, что и белый майнинг. Серый майнинг, может быть, даже превалирует. И это проблема для Казахстана. Около года ведется борьба с «серым» майнингом, пока она идет с переменным успехом. Мы продолжаем выявлять нелегальных майнеров, которые подключались к сетям… Идут следственные действия в отношении их», — заметил он.

Павел Коктышев поинтересовался мощностью самой большой майнинговой фермы, которая была выявлена. «Она насчитывала несколько тысяч asic. (оборудование для майнинга криптовалют – Ред.)», — отметил Талгат Темирханов.

Председатель Казахстанской ассоциации блокчейн-технологий Сапар Ахметов уточнил, что из Казахстана ушли около 70% майнеров. «Но проблемы с электроэнергией в стране остались», — подчеркнул он.

Казахстан покупает электроэнергию в России

Председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Талгат Темирханов обозначил, что майнеры для энергетических компаний такие же потребители, как и заводы и физические лица. «В то же время, если на одну чашу весов поставить майнеров, на другую – предприятие, государство в первую очередь будет обеспечивать электричеством завод, в котором будет занято большое количество людей. Речь идет о ферросплавных заводах, где работает 1,5-2 тыс. человек», — заметил Талгат Темирханов.

Он напомнил, что в 2019-2020 годах, когда в Казахстане заявили о том, что в стране дешевая электроэнергия, в РК стали активно заходить майнеры.

«Она действительно дешевая, и поэтому к нам хлынули майнеры… И это вызвало большой перекос в энергосистеме страны. Сегодня же мы имеем колоссальный дефицит электроэнергии. Ежегодно мы докупаем электроэнергию в России. Но, тем не менее, у нас имеются ограничения по перетокам электричества. Линии KEGOC ограничены, они не могут больше передавать электричества, чем предусмотрено технологически… Мы как энергетики должны иметь возможность спрогнозировать баланс потребления электроэнергии на 5-7 лет. К сожалению, в 2020 году мы этот баланс спрогнозировать не смогли, майнеры хлынули в страну, они не были заявлены ни в программах МИДа, ни Минэнерго. До этого события мы наблюдали профицит электроэнергии: 2-2,5 тыс. мегаватт. Но их мы исчерпали в течение двух лет. То есть в Казахстане всегда был профицит электроэнергии, но последние два года мы испытывали колоссальный дефицит этого ресурса», — подчеркнул эксперт.

Ожидание дефицита

Эксперт также отметил, что в ближайшие 5-7 лет, по прогнозам министерства энергетики, ожидается стабильный дефицит электроэнергии. «Давайте снимем розовые очки. Будем рассуждать реалистично: дополнительной электроэнергии (в скором времени – Ред.) не будет. В отличие от майнинговых ферм, которые можно построить в течение полугода, со станциями так не получится», — обратил внимание Талгат Темирханов.

Он подчеркнул, что стоимость ГЭС может обойтись в несколько миллиардов долларов. «ТЭЦ будет стоить чуть дешевле… В энергетике у нас сложилась интересная ситуация: потребителей на рынке много, появляются новые майнеры, заводы. Мы ездим по всему миру и привлекаем бизнес. Но мы не понимаем, какая завтра будет энергетика: угольная или газовая. Миннацэкономики разрабатывает стратегию низкоуглеродного развития, Экологический кодекс, предусматривающий модернизацию станций – это колоссальные вложения, которые должны отразиться на тарифе. В то же время из-за социальной составляющей правительство удерживает тариф на электричество. Одновременно не стоит говорить, что майнинг не должен развиваться», — рассказал эксперт.

Нужно строить мини-электростанции

Один из выходов, который предлагают в Казахстанской электроэнергетической ассоциации для избежания дефицита электроэнергии на рынке – строительство мини-электростанций.  

«Мы встречались с российскими, китайскими коллегами. В Китае в ближайшее время планируется ввести запрет на инвестирование средств и кредитования на строительство угольной генерации. Получается, что для тех компаний, которые заняты в области традиционной, угольной энергетики, китайский рынок уже схлопнулся. И они будут стремиться найти новые рынки. При этом у китайских специалистов достаточно продвинутые технологии по угольной генерации по недопущению загрязнения окружающей среды. Они готовы инвестировать в Казахстан, готовы «под ключ» строить станции малой мощности, порядка 50-100 МВт. Такие станции будут работать только на угле. При этом, чтобы майнеры были связаны одной сетью, то есть они не будут подключаться к сети KEGOC. Ведь когда майнеры нагружают энергосистему, в Казахстане происходят  колоссальные сбои», — резюмировал председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Талгат Темирханов.

Утверждены лимиты на покупку криптовалюты

Минэнерго призвало «серых» майнеров легализовать работу

Покроет ли Шымкентская ТЭЦ потребность мегаполиса в электроэнергии?

Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий

По сообщению сайта kapital.kz

Поделитесь новостью с друзьями