Популярные темы

Реконструкция началась в музее жертв политических репрессий Шымкента

Дата: 02 февраля 2022 в 19:19 Категория: Новости культуры


Реконструкция началась в музее жертв политических репрессий Шымкента
Стоковые изображения от Depositphotos

В шымкенском музее жертв политических репрессий началась реконструкция, сообщает vera.kz

Шымкентский музей жертв политических репрессий является у гостей мегаполиса обязательным к посещению, без него не обходится ни один туристический маршрут или прогулка по городу. При этом, как признаются сотрудники учреждения, редко кто уходит от них без слез, ведь экскурсия мало напоминает традиционные музейные зрелища, экспонаты и истории за ними реальны, к тому же касаются новейшей истории страны. А значит, их герои — это наши с вами совсем недалекие предки и члены семей.

Музей состоит из трех частей – экспозиционный зал, кинотеатр и зал поклонения. Здесь портреты алашордынцев и участников Сузакского восстания, герои декабрьских событий, свидетельства и причины, приведшие к голоду в Казахстане, жертвы репрессий и гонений, депортаций целых народов, для которых Казахстан стал вторым домом.

«В зале поклонения 2500 фамилий людей, которые были репрессированы и реабилитированы, а вообще, по ЮКО около восьми тысяч людей, и поэтому эти списки скорее всего будут увеличиваться. Людей репрессировали за то, что имам и он мог призывать людей к азану, а все переделывали так, словно он призывал против власти советской. Или у обычного казаха бедняка было, скажем всего 10 баранов, а по понятиям советских властей это считалось середняк. А это у самого бедного должно быть столько и после окота 25-30, иначе не проживет. А в те времена хорошо, если оставляли одного барана на прощальный бешпармак и до свиданья. Есть естественные причины, объективные, когда народ голодает и подвергается уничтожению, к примеру, во время природных катаклизм, а есть субъективные. Получается годы голода в Казахстане 1922-23 и 1936-37 гг к этому привели не объективные, а субъективные причины», – делится директора музея жертва политических репрессий Мария Аскарова.

Очень многие приезжают специально выяснить судьбу своего пропавшего деда или бабушки. В базе музея оцифровано уже 16400 документов из партийного архива. Сотрудники музея тоже люди не случайные, признается руководитель, большинство ищут в архивах хоть какие-то упоминания или справки, которые пролили бы свет на то, что произошло с их родными в те смутные и тяжелые годы. Ведь без прошлого нет будущего.

«Я тоже всю жизнь ищу материалы про своего деда, он был вроде прокурором. В 38 году, нам сказали, из-за того, что он не выполнил план по сбору урожая зерновых, его исключили из партии. Потом через некоторое время, вроде, произошла ошибка и его обратно зовут, а он был очень гордый, и он сказал: «Нет». Стресс и через три года он умер. И многие тут люди не случайные у нас, пришли по тем же причинам. Тоже самое могу сказать и о посетителях. Конечно, и экскурсии для школьников, и для студентов устраиваем, но чаще всего люди сами приходят. Прямо специально приезжают из разных регионов страны, особенно много из Актау и Атырау. Приезжают иностранцы, послы и консулы из разных стран», – говорит Мария Аскарова.

Сердцем музея считается фонд, здесь могут проводить изыскания и писать свои научные работы магистры исторических факультетов, а также философы и психологи. Эти данные прольют свет помимо всего прочего и на глубинные мотивы человеческих поступков, которые заставляли людей из страха и давления предавать своих друзей и соседей, а детей отказываться от родителей.

«В Шымкенте на окраине, в Лисьей балке, в те годы расстреляли более двух с половиной тысяч человек. Это только тех, чьи тела потом нашли в ходе раскопок, которые начали только в 1989 году. Сколько там в реальности, неизвестно. Овраг тогда в народе называли Чертовым, потому что после расстрела приговоренные к смерти погибали не сразу, и их крики ночами пугали людей, а кости светились в темноте, создавая вокруг этого места еще более жуткую демоническую атмосферу. Теперь там открыт мемориал «Касирет» – трагедия. А район до сих пор носит название Кайтпас – с казахского – уйдет и не вернется, потому что машины, увозившие арестантов в том направлении, обратно возвращались пустыми», – рассказывает сотрудник музея Бексултан Матаев.

Экскурсоводы признаются, гости редко уходят из музея без слез, а женщин после увиденного и услышанного приходится прямо успокаивать. Но это очищающие слезы, уверенны историки, ведь знать даже самые страшные страницы истории необходимо каждому. Сейчас в музее началась первая за много лет реконструкция, обновленные экспозиции откроются для посетителей уже в марте.

Последние новости Шымкента:

По сообщению сайта Vera.kz

Тэги новости: Новости культуры ШШиимкент
Поделитесь новостью с друзьями