Популярные темы

Из-за нововведения кабмина пострадают компании и население, а страна может потерять инвесторов, — бизнес

Дата: 11 октября 2021 в 17:14 Категория: Новости экономики


Из-за нововведения кабмина пострадают компании и население, а страна может потерять инвесторов, - бизнес
Стоковые изображения от Depositphotos

Tazabek — Новые ставки сбора за удержание лицензий на право пользования недрами при поиске, разведке и разработке полезных ископаемых утверждены постановлением кабинета министров КР от 27 сентября 2021 года № 185.

Как сообщила 11 октября пресс-служба Международного делового совета, постановлением увеличены ставки сбора за удержание лицензий (СУЛы) в десятикратном, двадцатикратном, а в некоторых случаях и в 1000-кратном размере.

Как пишет МДС, подготовлен анализ на основе данных нескольких предприятий, который может послужить в качестве примера, чтобы представить последствия для недропользователей от принятых норм.

Ставка лицензии на проведение геолого-поисковых работ на коренное золото на 4-м году работы увеличилась в 1000 раз (старый коэффициент 0,1, новый – 100 за 1 гектар); ставки на геологоразведочные работы на 6-м году увеличились в 20 раз (старый коэффициент 8, новый – 160 за 1 гектар), а ставка лицензии на разработку на 8-м году возрастает в 55 раз (старый коэффициент 10, новый – 550 за 1 гектар).

Группа компаний, занимающаяся геолого-поисковыми работами, сообщила, что по старым ставкам они платили чуть более 5 млн сомов в год, а по новым ставкам должны будут платить более 12 млрд сомов в год. Другая компания, владеющая лицензией на геологоразведочные работы, в среднем платила около 7,5 млн сомов в год, а теперь должна платить более 154 млн сомов в год. Еще одна компания, владеющая лицензией на разработку, по старым ставкам платила в среднем около 170 тыс. сомов в год, теперь же должна платить более 11 млн сомов в год, пишет МДС.

Также постановлением увеличены СУЛы в отношении предприятий, добывающих сырье для строительных материалов (мрамор, известняк, глину и суглинок, песчано-гравийную смесь и прочее), а также уголь.

Например, ставка лицензии на разработку месторождений стройматериалов на 7-м году работы (наиболее распространенный срок в этой сфере) увеличилась в 20 раз (старый коэффициент 15, новый коэффициент 300 за 1 гектар).

«Сегодня мы наблюдаем высокую конкуренцию на рынке стройматериалов, и даже небольшое увеличение себестоимости продукции может привести к неконкурентоспособности местных производителей строительных материалов как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Разумеется, в очередной раз возрастет цена стройматериалов для населения, причем изрядно», — пишет МДС.

В стране начался осенне-зимний период, и в связи лимитами на потребление электроэнергии население активно закупает уголь. Местный уголь закупают ТЭЦ и многие котельные. При этом, ставка лицензии на разработку угольных месторождений на 7-м году работы увеличилась в 16,6 раза (старый коэффициент 15; новый коэффициент 250).

Увеличение неналоговой нагрузки на угольные предприятия может отразиться на цене угольной продукции, пишет МДС.

«По законодательству, проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, кроме анализа регулятивного воздействия, подлежат обсуждению с бизнес-сообществом. Чего сделано не было. Более того, документ не был вынесен на общественное обсуждение», — пишет МДС.

По мнению бизнеса, постановление искажает основную цель платежа за удержание лицензии. В свое время этот вид платежа был введен как один из инструментов борьбы с субъектами, удерживающими лицензии без проведения каких-либо работ на участках и с целью дальнейшей перепродажи лицензий.

В этом смысле Порядок уплаты, исчисления сбора и ставок сбора за удержание лицензий на право пользования недрами, как в существующей, так и в недавно принятой редакции, не соответствует своему замыслу, потому что повышенные ставки СУЛов коснутся всех недропользователей, и больше всех пострадают добросовестные предприятия, считает МДС.

Также МДС пишет, что поисковые и геологоразведочные компании выполняют важную для государства работу – открытие новых месторождений, пополнение минерально-сырьевой базы.

Практически все ныне доступные месторождения были открыты в советское время, тогда поиском и разведкой занимались 8 специализированных полевых экспедиций, в которых работали свыше 13 тыс. человек. Сейчас эти экспедиции практически бездействуют, новые месторождения не открываются, потому что не хватает государственного финансирования.

В рыночной экономике эту функцию должны выполнять частные компании.

Поэтому важно поисковые и геологоразведочные компании поощрять. В случае если они не вышли на проектную мощность и их ожидания не подтвердились, чтобы не приостанавливать лицензию, не останавливать работу, вводятся такие мягкие экономические меры воздействия.

«В нашем случае СУЛы применяются ко всем – и поисковикам, и геологоразведочным компаниям, и разработчикам, причем по этим новым ставкам необоснованно высокими платежами будут облагаться все.

К чему это приведет? Поисковые и геологоразведочные компании (так называемые юниорские компании, которые потом привлекают больших инвесторов) будут вынуждены свернуть свою деятельность и уйти в другие страны. Они уйдут, и эту роль некому будет выполнять для государства. Лицензионные площади будут простаивать, а горнодобывающая отрасль и геология в целом придут в замедленное состояние, в стагнацию», — пишет МДС.

Также МДС пишет, что по действующим ставкам СУЛов идет недобор средств, поступающих в бюджет государства. Например, в 2015 году собираемость по ПУЛам (плате за удержание лицензии) составляла около 40%. С 2017 года наблюдается тенденция на снижение объема выплат по СУЛам. В 2017 году выплачено 392 851,8 тысячи сомов, в 2018 — 377 891,1 тысячи сомов, в 2019 — 341 357,7 тыс. сомов и в 2020 — 251 399,1 тыс. сомов.

Поэтому повышение ставок может привести к еще большему падению выплат в бюджет в среднесрочной перспективе, пишет МДС.

По сообщению сайта Tazabek

Тэги новости: Новости экономики
Поделитесь новостью с друзьями