Популярные темы

«О выборе профессии ни разу не пожалел»: о шахтерском труде из первых уст

Дата: 28 августа 2021 в 11:05


«О выборе профессии ни разу не пожалел»: о шахтерском труде из первых уст
Стоковые изображения от Depositphotos

Главное под землей — дисциплина 

Каждый день, выходя утром на работу, Ерик Аубакиров слышит вслед от родных благословение «Алла жар болсын». Многодетный отец семейства работает на одной из самых тяжелейших работ – шахтером. По 6 часов 6 дней в неделю вот уже почти 12 лет он проводит под землей. Мужчина – бригадир проходчиков шахты «Анненская» Восточно-Жезказганского рудника. Руководит бригадой из 10 человек, которая так и называется: «Бригада Аубакирова».

«Проходчики – специалисты, которые спускаются в шахту первыми, и занимаются прокладыванием и оборудованием путей. Мы работаем в местах, где до нас ранее никто не бывал. Прокладываем новые штреки — так называется горизонтальная подземная горная выработка, после чего вскрываем блоки, в которых собрана руда, и подготавливаем их к дальнейшим буровзрывным работам», — разъясняет Ерик Аубакиров.

Мужчина пришел работать в систему корпорации еще совсем юношей, сразу после школы, в 2000 году. Около 9 лет отработал в подрядном транспортном предприятии «Казахмыса». Успел заочно отучиться в технико-экономическом колледже при Казахском университете путей сообщения на техника организатора перевозок, получить высшее образование в Гуманитарном университете транспорта и права им. Кунаева (специальность «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»), уже позже окончил Жезказганский университет имени Байконурова, где освоил горное дело. И не случайно, ведь он уже работал на шахте, и чувствовал себя здесь на своем месте.

Главное в работе любого шахтера – соблюдать правила техники безопасности. По словам опытного специалиста, на шахте от каждого требуется строгая дисциплина, без этого работа немыслима. Ведь здесь, на глубине в сотни метров от земной коры, немало опасностей.

«В первую очередь, это опасность горного давления – напряжения, которое возникает в массиве пород, окружающих горную выработку. Это чревато обрушениями – валун может неожиданно посыпаться и упасть, после того, как мы его вскрыли. Кроме того, есть риск затопления», — рассказывает шахтер.

Ерик Аубакиров до сих пор ясно помнит свой первый спуск. Говорит, что в первые мгновения его охватил ужас, но интерес к работе оказался сильнее.

«Первые 3 дня было по-настоящему страшно от самой мысли, что ты находишься глубоко под землей, я боялся, что не хватит воздуха, что в любой момент меня придавит. Потом потихоньку организм привыкает, начинаешь вникать во все процессы, и важным становится только одно – выполнить, а еще лучше перевыполнить план, поставленную перед бригадой задачу. В этот момент чувствуешь настоящее удовлетворение от работы», — делится бригадир проходчиков.

Он считает, что для шахтера важны как физические данные – выносливость, крепкое здоровье, так и сила характера. О своем выборе профессии ни разу не пожалел, несмотря ни на какие трудности и даже риск приобрести профессиональные заболевания шахтеров, такие, как к примеру силикоз — это болезнь лёгких, обусловленная вдыханием пыли. Отметим, что за достойный труд и самоотверженность Ерик Аубакиров награжден нагрудными знаками «Кенші даңқы» I и II степеней.

Тяга к шахте по наследству

У механика участка №2 рудника «Жомарт» Ислам Абсаламова опыт работы на шахте не такой большой – чуть более трех лет. 24-летний специалист – выпускник Карагандинского высшего политехнического колледжа и Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова. До того, как пополнить ряды шахтеров, почти год трудился монтажником на Жезказганской горно-обогатительной фабрике. Но видимо, тяга к некоторым профессиям передается по наследству – представитель шахтерской династии вскоре устроился на рудник помощником бурильщика шпуров.

«В моей семье шахтерами были дедушка и бабушка, на шахте работали отец и мать. Поэтому я с детства был наслышан о том, из чего состоят шахтерские будни. Все это казалось увлекательным, захватывающим. Выучившись на связиста, вскоре решил последовать примеру старшего поколения нашей семьи, продолжить этот путь. Тем более, что шахтеры хорошо зарабатывают, и среди молодежи нашего региона, это профессия считается очень престижной, многие стремятся попасть на шахту», — отмечает молодой человек.

Многие стремятся, но не все выдерживают – Ислам не раз был свидетелем того, как новички после пары спусков быстро теряли энтузиазм. И не мудрено: вначале всегда страшно. Для того, чтобы полностью освоиться на шахте, иногда требуется несколько месяцев.

«Я привык уже ко второй вахте. Хотя, конечно, бывает нелегко. Мне сложнее всего дается работа в условиях жары, температура воздуха под землей порой достигает 40 градусов», — говорит Ислам Абсаламов.

Сегодня в должности механика участка он отвечает за коммуникации и электрику. Его рабочий день на шахте, где он работает вахтовым методом, начинается в 8-30 утра и длится 12 часов.

«Мы работаем на глубине 690 метров под землей. В шахту мы попадаем с помощью клети – это своего рода скоростной лифт, который за 3-4 минуты спускает нас в пункт назначения. За раз в клеть помещается 32 человека, и главное правило — сколько бы не спустилось вниз человек, ровно столько же должно подняться на поверхность», — подчеркивает шахтер.

Как только клеть приземляется, шахтеры оказываются в зале ожидания, откуда их забирает специальный подземный автобус и развозит по участкам. Дорога до участка длится примерно 20-30 минут.

«После этого начинается наша работа – добыча руды. Настраиваем карету, обезопашиваем забой. И так до самого обеда. Обедаем мы тоже под землей, для этого берем с собой в столовой перед спуском сухой паек. И конечно, запасаемся водой. Каждому выдается по 4 литра воды», — рассказывает Ислам Абсаламов.

По его словам, во время работы он отдыхает от гаджетов и интернета – то, без чего сегодня немыслима жизнь «на поверхности». Там, под землей, связь с внешним миром поддерживается посредством рабочих раций. Но смартфоны с собой не берут – ни к чему, да и некогда шахтерам: они трудятся не покладая рук.

«Еще одна особенность нашей работы в том, что мы большую часть года не видим солнца. Осенью, зимой и весной спускаемся в шахту еще до восхода солнца, поднимаемся уже после заката. Но я бы не сказал, что это как-то угнетает или влияет на настроение. А в первые минуты после подъема первое, что ощущаешь – становится легче дышать, и сам весь как-то расслабляешься. Но все равно долго без шахты начинаешь скучать, особенно в отпуске. Есть во всем этом своя особая атмосфера, которую ни с чем не сравнить», — говорит шахтер корпорации «Казахмыс».

Таких профессионалов, которые каждый день делают большое дело для страны, по всему Казахстану — тысячи. Шахтерская работа — опасная и рисковая, но важная для успешного развития страны. Их нелегкий труд заслуживает всеобщего почета и уважения, и праздник День шахтера – еще один повод выразить им благодарность.

«Желаю своим коллегам, чтобы за каждым спуском в забой следовал успешный подъём, чтобы стойкость и сила никогда не покидали, чтобы неистощимы были недра, а шахта выполняла план. Богатырского здоровья, шахтерской удачи и мирного неба!», — подытоживает Ислам Абсаламов.

 

 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Поделитесь новостью с друзьями