Стоковые изображения от Depositphotos
ТОО «Beef Export Groub» считалось крупным и перспективным мясоперерабатывающем предприятием в href="https://aqparat.info/city/28952-kostanai.html">Костанайской области. Теперь его учредитель и директор Александр Пархоменко оказался на скамье подсудимых, а вместе с ним его бывшие сотрудники, предприниматели, главы крестьянских хозяйств, ветеринарные врачи и чиновники. Пятеро уже полтора года находятся под арестом. Это сам Пархоменко, исполняющий обязанности его заместителя Николай Рожко, один из приближенных директора Антон Садварий и две женщины: Татьяна Доброниченко и Виктория Порт, бухгалтерские работники. В самом начале судебных слушаний, которые длятся уже больше двух месяцев, защита просила отпустить женщин хотя бы под домашний арест, но судья Алтын Байжуманова не удовлетворила эти ходатайства. Обвинение считает Пархоменко организатором преступной группы. Главное обвинение – незаконное получение миллиардных бюджетных субсидий. Плюс еще несколько уголовных статей. Александр Пархоменко вину не признает.
Каждое судебное заседание начинается с переклички. Судья разбирается, кто из подсудимых и их адвокатов находится в зале суда, кто участвует в режиме онлайн. Пока особых сбоев не было – под угрозой, что им могут изменить меру пресечения, подсудимые предпочитают не нарушать установленный порядок.
Как минимум два судебных заседания на этой неделе допрашивали представителя потерпевшей стороны, юриста областного управления сельского хозяйства Нургуль Иргасынову. Главный вопрос к ней – как формировались объемы государственных субсидий, какие условия при этом должны были соблюдаться.
— Мы хотим понять, как рассчитывались субсидии, — сказала судья Алтын Байжуманова.
Понять оказалось непросто. Один пункт правил по предоставлению госсубсидий цеплялся за другой, имел ссылки на дополнительные документы. По словам представителя потерпевшего, сначала после поступления заявки от предприятия размер субсидий рассчитывала информационная система. ТОО «Beef Export Groub» подало заявку на 4 миллиарда 790 миллионов тенге. Субсидии – четверть от этой суммы, информационная система насчитала 1миллиард 197 миллионов тенге. И тут вступает в действие вторая формула: чтобы получить эти деньги, надо документами подтвердить все параметры предприятия: его мощность, инвестиции в оборудование, число скота на убой. И вот тут возникла нестыковка: согласно предоставленным ТОО документам сумма субсидий должна была составить 1 миллиард 440 миллионов тенге. Четкого ответа, почему же мясоперерабатывающему предприятию выплатили первую сумму, от представителя потерпевшей стороны не было. Возник вопрос: а не пригласить ли в суд свидетелем представителя Минсельхоза, разработчика правил?
Уголовное дело, состоящее из 190 томов (на этой неделе цитировались материалы 124 тома), рассматривается по эпизодам. Параллельно допрашивают свидетелей.
Один из них – директор ТОО «СНК — Проект» Касымкан Сакимов. С этой организацией ТОО «Beef Export Groub» заключало договор об экспертной оценке мощностей своего предприятия, как несущих конструкций, так и оборудования. Заключение делалось исключительно по предоставленным заказчиком документам, по рабочему проекту, без выезда на место.
— Была просьба увеличить мощность? – задал вопрос прокурор Жомарт Елеусенов.
— Была, — ответил свидетель. – Но мы на это не пошли, поэтому расстались со скандалом.
Однако тут же выяснилось, что не совсем «не пошли». Александр Пархоменко предложил свидетелю дать пояснения по двум письмам, которые пришли на их запрос от ТОО «СНК-Проект». В них технологическая мощность предприятия выше, чем отражено в официальном заключении. Касымкан Сакимов сразу ответил, что под одним письмом подпись не его. Второе он действительно подписал, однако сделал это по настойчивой просьбе заказчика.
— Они просили для рекламы, чтобы показать узбекам, чтобы убедить тех поставлять скот, — заявил свидетель. – Мы предупредили, чтобы это письмо никуда не давать…
— У вас предусмотрены такие письма? — поинтересовалась судья.
— Да мы просто по человечески…Раз узбеки просят… Дело-то хорошее… Но финансирование открывалось по нашему заключению, а не по этим бумажкам!
Когда Александр Пархоменко стал снова обращать внимание суда на эти письма, которые он считает документами, свидетель разразился эмоциональной тирадой:
— Мы как люди к вам подошли, а вы шкурные дела решаете…Вы по свински поступили!
На это была вынуждена замечанием отреагировать судья:
— Если они сидят за решеткой, это не значит, что они виновны.
Подобных эмоциональных моментов во время судебных заседаний было много. Судья делала замечания как подсудимому, так и прокурору, хорошо знающего материалы уголовного дела и пытавшемуся объяснить что-то вместо свидетеля. По натиску прокурор и защита не уступали друг другу.
Эксперт ТОО « СНК – Проект» Алия Абикенова, которую тоже допросили как свидетеля, настаивала на том, что подготовленное ею заключение – единственный документ, который должен быть принят во внимание. А все остальное – «просто письмо… Я написала его для большей весомости при заключении договоров с партнерами. ТОО «Beef Export Groub» было нашим постоянным клиентом. Я, конечно, об этом сильно сожалею».
Судебное следствие по делу Александра Пархоменко и других продолжится на следующей неделе.
По сообщению сайта Костанайские Новости