Стоковые изображения от Depositphotos
Борис Копылов долгое время работал в СМИ – снимал для газет, интернет-порталов, телевидения, а сейчас работает с концертным объединением имени К. Байжанова.
— Всю сознательную жизнь – а я лет в 10 сел на велосипед – так на нем и ездил. Возраст берет свое, и несколько лет назад я пересел на скутер, но опыт вождения двухколесного транспорта у меня зашкаливает – в сумме лет 50, если не больше, — делится Борис. – Я работал в шахте в свое время, где-то пошли последствия и на колени, и на спину, а на скутере ездить очень удобно. Брал я его не для того, чтобы покрасоваться: это для меня как машина – он тихий, бесшумный, не развивает большую скорость, на нем можно перевозить, к примеру, покупки, аппаратуру. Я ездил на нем и в дальние путешествия – сюда спокойно помещается и спальный мешок, и даже палатка.
В то же время, со стороны водителей машин происходит немало нарушений, говорит карагандинец: людей на велосипедах или скутерах не хотят видеть и замечать, подрезают, с левого ряда перестраиваются направо так, будто их нет. Так случилось с Борисом Копыловым 6 сентября около половины первого, когда он двигался по улице Ерубаева рядом с заведением «Bourbon». Его проигнорировали на дороге и просто «выдавили» — мужчина упал вместе со скутером. Травмы поправимые – разбиты колени и локти, скутеру нужен ремонт. Водителя – молодого мужчину, говорит, пожалел и согласился на компенсацию ремонта, однако тот в мастерскую не приехал. У врача, говорит Борис, не был: ушибы и ссадины заживут, но в этой ситуации не о себе, а о водителях хочется сказать.
— Я отправлялся на съемки в концертное объединение имени К. Байжанова, со мной была аппаратура, — рассказывает фотограф. – Загрузил ее на скутер, поехал по самой короткой дороге, по Ерубаева – весьма напряженной по движению улице, где крайний правый ряд почти всегда заставлен машинами. Все машины в основном едут по близкой к дороге полосе, и свободное пространство между активной полосой и заставленной машинами я использовал для движения, никому не мешая, не нарушая правила. В момент столкновения машина шла вровень со мной, водитель начал перестраиваться – возможно, хотел припарковаться. Но перестроился он резко, а поворотники включил только когда маневр уже начал. Сделать я ничего не мог и, по сути, я находился в его зоне невидимости. Меня откинуло, перевернуло. Водитель остановился приблизительно метров за 30 от точки происшествия, вышел ко мне, начал вместе со своей попутчицей спрашивать, что случилось, в порядке ли я. Повреждения моего скутера не такие масштабные – все поправимо. С водителем мы сошлись на том, что он возместит ремонт скутера, и договорились встретиться в мастерской, где как раз могли трезво оценить сумму. Полицию вызывать мы не стали. Через час, как было обговорено, я ожидал водителя машины в мастерской – прождал его еще час. Он так и не явился. И это разочаровало меня больше, чем авария. Получается, это человек без чести, который дал обещание и не выполнил его.
В последнее время участились аварии в Алматы, Нур-Султане, Караганде и других городах страны, где ездят самокатчики, велосипедисты, скутеристы. Однако пока никак не утвердят правила о новых транспортных средствах – о тех же самокатах. И это самая большая проблема, говорит Борис Копылов: ребята ездят на очень больших скоростях.
— Я часто бывал в Алматы и наблюдал, как самокатчики несутся по пешеходным дорожкам и тротуарам, а по велодорожкам, наоборот, ходят пешеходы... Получается вечный конфликт – и это уже с учетом того, что в Алматы для тех же велосипедистов и самокатчиков делается хоть что-то, — размышляет Борис. – Скутеры маломощные, маневренные, большую скорость не развивают – но их путают с мотоциклами, хотя это совершенно другой вид транспорта. Так или иначе, нас тоже не видят, не хотят видеть, иногда специально создают проблемы при движении... Безусловно, ответственный водитель, ощущая свою незащищенность и открытость транспорта, будет вести себя осторожнее – не рисковать, не провоцировать аварии, хотя люди, конечно, бывают разные... Так или иначе, правила дорожного движения знать важно, и на дороге их надо соблюдать. Пока же ощущение такое, что водители машин смотрят не на тебя, а сквозь тебя: ты будто призрак, невидимка. И самая страшная и травматичная авария – когда водитель открывает дверь машины, не убедившись, что сзади кто-то едет. В Алматы, насколько помню, девушка на самокате насмерть врезалась в резко открытую дверь, не успев затормозить. У меня было подобное, еще когда я ездил на велосипеде – резко открыли дверь, я дал по тормозам, успел сбросить скорость, но все равно задел машину... водитель накинулся с гневными фразами. Я, помню, предложил вызвать ГАИ – водитель отказался и уехал. В то же время, я прекрасно понимаю, что дорога – это ответственность всех участников дорожного движения.
С одной стороны, размышляет карагандинец, для велосипедистов и самокатчиков нужны велодорожки – в Караганде они есть далеко не везде, а самокаты важно внести в списки транспортных средств, чтобы закрепить их водителей как участников дорожного движения.
— Не так давно я общался с представителями ГАИ: меня заверили, что примерно в середине сентября выйдут поправки к ПДД в Казахстане, где будет учтено и прописано положение самокатов и велосипедов на дороге. Это должно обязать людей знать и соблюдать ПДД, — уточняет Борис. – В России такие правила уже приняты, поданы с обширными описаниями. У нас, насколько я знаю, они пока куцые и неподробные: скутеры и велосипеды приравнены к остальным видам транспорта, и мы оказываемся, что называется, в одной куче.
За рубежом решают эту проблему и другими способами, рассказывает Борис Копылов: что велодорожка отделена от основной дороги бордюром – то есть, машина туда не попадет. Там спокойно передвигаются самокатчики и велосипедисты, скутеристы. У нас этот вопрос еще открыт, несмотря на то, что скоро зима, и такие водители уйдут с дорог.
Начальник местной полицейской службы областного Департамента полиции Куаныш Зарубаев делится: только за 8 месяцев 2022 года на территории Карагандинской области было зарегистрировано 3 наезда на велосипедистов, при которых 3 человека пострадали. Зафиксировано за отчетный период и 7 ДТП с участием мотоциклов, при которых 3 человека погибли, а 6 – ранены, а также 4 ДТП с участием мопеда: погиб 1 человек, еще 4 травмировано. Что касается упоминаемых карагандинцем поправок в правила дорожного движения, которые ожидаются к дополнению уже на уровне республики – их на данный момент пока не внесли, поделились в ведомстве.
По сообщению сайта EKaraganda.kz