Стоковые изображения от Depositphotos
В Жамбылском областном русском драматическом театре с 22 по 24 августа прошли мастер-классы по сценическому звуку и свету
Занятия проводили специалисты художественно-постановочной части Театра-фестиваля «Балтийский дом», г. Санкт-Петербург, звукорежиссер и саунд-дизайнер Екатерина Вербицкая и начальник осветительного цеха, художник по свету Константин Удовиченко.
Проект «Петербургские театральные мастерские» проводится с целью международного культурного сотрудничества в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру» при поддержке представительства Россотрудничества, г. Нур-Султан, и в рамках реализации правительством Санкт-Петербурга государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.
В мастер-классах приняли участие не только сотрудники театра с целью повышения квалификации, но и технические специалисты других культурных учреждений города. Среди желающих посетить занятия оказались и представители общественных объединений, воспитатели детских садов, звукооператоры школ и студенты. Набраться опыта приехали ребята из href="https://aqparat.info/city/38328-shymkent.html">Шымкентского драмтеатра.
Умение работать со светом и звуком в современных реалиях пригождается практически каждому: видео, фото и социальные сети играют не последнюю роль в повседневной жизни. Но все же мастер-классы были построены с акцентом на театральные звук и свет.
Екатерина Вербицкая рассказала, что понятие «саунд-дизайн» стало популярным в последнее десятилетие и перекочевало к нам из компьютерных игр. Театр – это синтетическое искусство, которое впитывает в себя все самое лучшее и интересное из других сфер. Театральный звук в корне отличается от концертного, студийного и от звука в кино. — Мне саунд-дизайн нравится тем, что в спектакле он позволяет рассказать отдельную историю с помощью звуков, — делится Е. Вербицкая. – В моей практике была история, когда пришел слабовидящий зритель, и я сразу поняла, что сегодня мы, звукооператоры, работаем для него. Задача была рассказать спектакль с помощью звуков, параллельно визуальному ряду. И этот зритель был впечатлен постановкой, поделившись, будто «посмотрел» блокбастер. В этом и заключается искусство саунд-дизайна. Частыми гостями Жамбылского русского драмтеатра являются зрители из общества слепых и общества глухонемых. Для первой категории спектакли представлены через звук, вторые же воспринимают происходящее на сцене исключительно визуально, и здесь как раз большую роль играет световое оформление. Свет в театре – это не только затемнение и высветление сцены в нужных моментах, это целая жизнь, рассказанная с помощью игры освещения. История, отражающая эмоции героев и передающая их в зрительный зал. Этим мастерством поделился Константин Удовиченко, рассказав об устройстве осветительного цеха, о художественном оформлении и аппаратуре, сценических эффектах и способах контроля сил природы, таких как туман, ветер, дождь и снег. Грамотная работа светооператора способна создать эффект полного погружения. Все это было рассказано простым доступным языком и подкреплено практическими занятиями. — Театр-фестиваль «Балтийский дом» — это своеобразная экспериментальная и стартовая площадка для больших имен и идей. К нам приезжают мастера из разных стран и театров, осваивая новые техники, сам театр тоже часто выезжает на гастроли. У нас большой опыт в световом оформлении самых различных спектаклей всех жанров, и мы этим опытом охотно поделимся с вами, — сказал Константин Удовиченко.
— Это очень добрая миссия, замечательная инициатива Театра-фестиваля «Балтийский дом», которая стала рукой помощи для нашего театра, — делится заместитель директора Валерия Сон. – Это совершенно другая школа и огромный багаж знаний, которые нам выпала честь перенять из первых уст. Проводить Международные театральные фестивали такого уровня, как в «Балтийском доме» дорогого стоит, и нашим ребятам есть чему поучиться. Это огромный творческий толчок. Здорово, что мы обретаем друзей на международной арене, и я надеюсь, что однажды мы примем участие в фестивале «Балтийского дома».
«Петербургские театральные мастерские» — это не первый международный проект, реализуемый в Жамбылском театре. В 2021 году нам посчастливилось поработать вместе со специалистами из ГИТИСа – ректором Российского института театрального искусства Григорием Заславским и выпускником вуза режиссером Петром Норецом. В рамках этого сотрудничества на сцене был поставлен спектакль «Шутники» по одноименной пьесе А.Н. Островского. А в сентябре мы ожидаем творческую режиссерскую лабораторию «Классика русскоязычной комедии» в рамках программы сотрудничества «Центр поддержки русского театра за рубежом». В лаборатории примут участие четыре человека: режиссеры О. Половинкина, И. Золотовицкий, Г. Артамонов и руководитель Центра поддержки русского театра за рубежом К. Горин. В течение недели будут поставлены три сценических эскиза, один из которых в 2023 году станет полноценным спектаклем при поддержке СТД РФ. Будет отобран эскиз, который покажется театру более необходимым и полезным для репертуара в качестве полноценного спектакля.
Ольга МАХИНЯ
По сообщению сайта Магнолия