Стоковые изображения от Depositphotos
Совет директоров Forte недавно объявил о смене в руководстве банка. Председатель правления Рейнис Рубенис принял решение уйти в отставку по личным причинам и воссоединиться с семьей в родной Латвии. На его место был назначен Бекжан Пирматов, фигура известная в кругу финансистов и бизнесменов. Мы решили задать ему вопросы, которые интересуют клиентов ForteBank и экспертное сообщество.
— Бекжан Олжаевич, поздравляем с назначением на ответственную должность. Первый и главный вопрос — в каком состоянии принимаете Банк?
— Я принимаю банк в отличном состоянии. Он устойчив, надежен, прибылен и динамично развивается с фокусом на цифровизацию услуг. Буквально на днях международное агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочный кредитный рейтинг ForteBank с «В+» до «ВВ-», с прогнозом «Стабильный». Повышение нашего рейтинга стало возможным благодаря укреплению показателей капитализации.
Хочу напомнить, что сегодняшний Forte появился на основе объединения трех банков. Два из них были проблемными, в том числе из-за агрессивной кредитной политики и прошли глубокую реструктуризацию перед объединением. Когда создавали новый банк, то есть нынешний Forte, при разработке его бизнес-модели были досконально изучены и учтены уроки прошлого, в том числе и в кредитной политике. В результате удалось создать классический надежный универсальный банк, который мы стремимся переложить на цифровые рельсы.
В вопросах выполнения требований регулятора мы придерживались и будем придерживаться высокого уровня дисциплины. Сейчас банк стабильно выполняет все требования как по достаточности капитала, так и по ликвидности. Так, коэффициент достаточности собственного капитала (k2) по состоянию на 1 июня 2022г. составляет 18,8% при нормативе 10%, а коэффициент текущей ликвидности (k4) на уровне 140,2% при нормативе 30%. Среди частных коммерческих банков по состоянию на 1 июня текущего года по активам и депозитному портфелю мы находимся на 4 месте, что подтверждает высокое доверие со стороны клиентов, как из розничного сегмента, так и бизнеса. И мы видим возможности для дальнейшего улучшения данных показателей.
— Что изменится в стратегии банка в целом и в различных сегментах, в частности?
— Изменения в топ-менеджменте не являются поводом для изменения стратегии банка. Члены совета директоров и правления четко понимают, что выбранная бизнес-модель доказала свою устойчивость, за последние 3-4 года у нас стабильно растут все показатели, в том числе по прибыльности, а политика по управлению ликвидностью позволяет нам легко абсорбировать внешние шоки, что подтверждается растущим доверием со стороны клиентов-депозиторов. Мы придерживаемся преемственности и остаемся универсальным банком, работающим во всех сегментах, включая розничный бизнес, МСБ и крупный бизнес.
По разным причинам за последние годы количество банков второго уровня сократилось с 36 до 22. Банки закрывались, объединялись, в том числе очень крупные игроки. Сейчас мы наблюдаем, как вследствие международных санкций идет спад деятельности дочерних российских банков. В таких условиях мы наблюдаем рост потребности населения и бизнеса в прогрессивном и стабильном универсальном банке, который может покрывать финансовые потребности как больших, так и малых предприятий, а также их работников. Именно таким банком является Forte. Предлагая клиентам привлекательные условия, имея всю необходимую цифровую инфраструктуру, широкую сеть отделений и банкоматов, мы являемся надежным и комфортным поставщиком банковских услуг для всех пользователей.
Несмотря на то, что риск-аппетит Forte существенно не меняется, мы видим большой потенциал увеличения клиентской базы как среди заемщиков, так и среди транзакционных клиентов. За последние несколько лет кредитный портфель в активах банка составлял около 30-35%, тогда как среднее значение по рынку составляет 50-55%, ликвидные активы на начало второго квартала текущего года составляли порядка 1,4 трлн. тенге или 53% от активов банка (среднее значение по сектору — 42%). Поэтому мы сейчас наиболее подготовлены к тому, чтобы использовать открывающиеся возможности рынка без негативного влияния на стабильность банка. И мы уже реализуем этот потенциал роста. Так, по оперативным данным за последние 6 месяцев кредитный портфель банка вырос на 27,5% или 229 млрд. тенге, в том числе в сегменте крупных корпоративных клиентов вырос на 62,7% или 119,9 млрд. тенге, в МСБ – на 9,5% или порядка 26 млрд. тенге, и в розничном сегменте – на 26% или 83,4 млрд тенге.
Частично рост показателей связан с перетоком клиентов из дочерних российских банков, которые были включены в санкционные списки. Но надо понимать, что у этих клиентов был широкий выбор банков, однако они проголосовали своими деньгами именно за Forte благодаря двум важным критериям. Во-первых, это финансовая стабильность банка, а во-вторых — готовность цифровой и наземной инфраструктуры в короткие сроки принять такое количество новых клиентов. Сейчас во всех сегментах мы делаем упор на дальнейшей цифровизации имеющихся продуктов и запуске новых привлекательных цифровых продуктов, на которые видим спрос. Цифровые банковские продукты и услуги являются основой, вокруг которой мы продолжим строить экосистему для розничных и бизнес-клиентов с привлечением опытных партнеров.
— Будут ли кадровые или структурные изменения?
— В группе компаний «Верный Капитал» традиционно уделяют особое внимание подготовке внутренних талантов, чтобы была преемственность как в культуре, так и стандартах ведения бизнеса. Поскольку по разным причинам смена кадров периодически происходит, в первую очередь на освобождающиеся позиции рассматриваются внутренние кандидаты, доказавшие свою профессиональную состоятельность. Так, на освободившуюся позицию куратора сегмента МСБ на прошлой неделе уже назначен наш коллега, который работает в банке со дня его основания.
— Расскажите немного о себе, в чем секрет успеха, как проходил Ваш карьерный путь в банковской сфере? Насколько Ваш брат, который также является известным финансистом, повлиял на ваш выбор профессии и карьеру в целом?
— Я родился самым младшим ребёнком в многодетной семье в сельской местности. Мои родители были педагогами (сейчас на пенсии), поэтому старались привить всем стимул к получению хорошего образования. В результате все мы закончили школу на отлично.
По традиции, поскольку я младший ребёнок, мои родители хотели, чтобы я остался с ними в ауле и пошел по их стопам в профессии учителя. При этом, в нашей семье детей воспитывали самостоятельными и учили нести личную ответственность за принятые решения. Поэтому каждый из нас сам выбирал себе профессию. В 2001 году я поступил на государственный грант в Университет Нархоз, тогда он назывался Казахским экономическим университетом имени Турара Рыскулова. Уже на третьем курсе я задумался о том, как зарабатывать себе на жизнь самому и помогать родителям. Так в поисках работы, разослал резюме в десятки компаний и банков. Работу на тот момент я не получил, но зато мне предложили стажировку в банке. И я очень благодарен этой стажировке и моим первым наставникам, потому что именно там начался мой путь в банковской сфере.
Я профессионально рос как в казахстанских, так и в международных финансовых институтах, таких как HSBC и ЕБРР. Это был колоссальный опыт, который сейчас применяю в своей ежедневной работе. Впервые я стал членом правления коммерческого банка в 2018 году и затем председателем правления в 2019 году.
В Forte я пришел в 2020 году заместителем председателя правления, за этот период я курировал практически все направления — корпоративный блок и МСБ, казначейство и розничный бизнес. Данный опыт и показанные результаты были высоко оценены акционерами и членами Совета директоров Forte, которые в итоге приняли решение о моем назначении на такую ответственную должность.
Так вот, возвращаясь к вашему вопросу, я считаю, что основы успешной карьеры закладываются в семье и образовании. Как я говорил, нас учили всегда стремиться к знаниям и самостоятельно идти по своему пути, опираясь на общечеловеческие ценности.
Что касается моего брата, он был и остаётся для меня примером профессионализма и ответственности. С февраля этого года он возглавляет Национальный Банк. Хочу отметить, что Председатель Национального Банка не влияет на кадровые решения частных банков. С 2020 года регулированием и надзором банковского сектора, а также согласованием руководящих работников занимается Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков, которое напрямую подчиняется Президенту РК.
— Каким видите банковский сектор Казахстана сейчас и в обозримом будущем?
— Банковский сектор Казахстана по праву является одним из продвинутых в части цифровизации финансовых продуктов и сервисов. Я ожидаю, что данный тренд сохранится на фоне цифровизации государственных услуг и развития онлайн-торговли. Важно, что население позитивно откликается, с каждым днем растет количество клиентов, которые предпочитают цифровые каналы для получения банковских услуг.
С учетом текущей геополитической ситуации и нашего географического положения, требования к банкам в части комплаенс и соблюдения действующих санкций будут только расти. Поэтому нам, как банкам, очень важно оставаться бдительными, выстраивать наши внутренние процессы и контроль таким образом, чтобы избегать рисков вторичных санкций, вместе с тем, обеспечивая наименьшее влияние на деятельность наших клиентов.
Как я уже отметил, за последние 7 лет количество банков существенно сократилось. Было 36 БВУ, стало 22, и события этого года подталкивают к продолжению данного тренда. К сожалению, ввиду текущей экономической и политической ситуации у нас и в мире, я не ожидаю в ближайшее время интереса со стороны иностранных банков к вхождению в наш рынок.
Многие казахстанские компании, которые занимались внешнеэкономической деятельностью сейчас перестраивают свои бизнес-модели и логистические цепочки. Успешность данных процессов очень важна и банковскому сектору, поэтому нам нужно быть как никогда ближе к своим клиентам, и поддерживать друг друга. Мы, со своей стороны, готовы поддержать клиентов.
По сообщению сайта Tengrinews