Стоковые изображения от Depositphotos
Омбудсменка Атыр Абдрахматова 24 июня обратилась к президенту Садыру Жапарову и Генеральному прокурору Курманкулу Зулушеву. В обращении она отметила, что нужно срочно рассмотреть обоснованность дальнейшего пребывания под стражей бывшего руководителя аппарата президента Фарида Ниязова.
«Государство, ограничивая свободу задержанных, должно гарантировать безопасность их жизни и здоровья», – считает она.
Абдрахматова отметила, что представители и сторонники Ниязова не раз говорили о критическом состоянии его здоровья.
«Согласно предоставленным сторонниками Ниязова копий заключений консилиума врачей Национального центра кардиологии и терапии имени Миррахимова от 3 марта 2021 года и от 3 марта 2022 года, ему диагностировали заболевание – гипертоническая болезнь III стадии III степени очень высокого риска. Представители и сторонники бьют тревогу, что заболевание прогрессирует», – сообщила она.
По словам омбудсменки, вышеуказанный диагноз Ниязова может соответствовать заболеваниям, которые входят в перечень тяжелых и препятствующих содержанию под стражей.
Акыйкатчы отметила, что после смертей заключенных в СИЗО ГКНБ, все госорганы должны строго следовать требованиям законодательства и признанным международным гарантиям соблюдения прав и свобод человека при заключении под стражу.
Она отметила, что по закону заключенные должны содержаться в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.
Омбудсменка добавила, что сотрудники Аппарата омбудсмена регулярно мониторят судебные заседания по уголовному делу в отношении Фарида Ниязова.
Омбудсменка подняла такой вопрос после смертей зампредседателя правления «Айыл банк» Бакыта Асанбаева и политолога Марата Казакпаева в СИЗО ГКНБ.
О смерти Асанбаева в СИЗО ГКНБ стало известно 18 июня. В ГКНБ заявили, что Асанбаев совершил суицид в камере СИЗО Госкомитета. Однако родственники Асанбаева говорят, что тот не мог этого сделать. Они отмечают, что при вскрытии тела обнаружили переломы ребер и ключицы, а на локтях были гематомы.
Политолог Марат Казакпаев же скончался 10 июня. За день до этого у него случился геморрагический инсульт, произошло кровоизлияние в мозг и его увезли из СИЗО ГКНБ в Городскую клиническую больницу №1, где подключили к аппарату ИВЛ. Под стражей в СИЗО Казакпаев находился больше года — 13 апреля 2021 года его задержали по подозрению в государственной измене.
В ГКНБ после смерти Казакпаева заявили, что он «за время нахождении в СИЗО регулярно осматривался врачами и получал рекомендованные врачами лекарственные препараты, состояние его здоровья было удовлетворительное».
Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев позже заявил, что власть не имеет отношения к смерти Казакпаева. По его словам, заявления родственников политолога о пытках в СИЗО — ложь. Ташиев отметил, что пыток в СИЗО ГКНБ «никогда не было и не будет».
В тот же день президент Садыр Жапаров образовал рабочую комиссию по изучению фактов смертей политолога и банкира. В администрации главы государства тогда поясняли, что комиссия всесторонне изучит обстоятельства произошедшего, а результаты ее работы будут представлены высшему руководству страны. Омбудсменка Атыр Абдрахматова входит в состав данной комиссии.
Фарид Ниязов — один из ближайших соратников бывшего президента Алмазбека Атамбаева. Он неофициально считался его «правой рукой», когда тот занимал пост главы страны.
После ухода с должности главы руководителя аппарата, он занимал пост советника президента на общественных началах. Уходя с поста президента, Атамбаев назвал Ниязова «хорошим визирем» и наградил орденом «Манас».
В августе 2019 года во время штурма дома Атамбаева в Кой-Таше и последующего ареста бывшего президента, Ниязов находился рядом с политиком.
Его водворили в бишкекское СИЗО-1 в качестве обвиняемого по делу о штурме резиденции бывшего президента Алмазбека Атамбаева в Кой-Таше.
В ночь с 5 на 6 октября 2020 года, после акции протеста из-за итогов выборов в парламент, многих задержанных политиков освободили — в том числе Ниязова, Атамбаева и действующего главу государства Садыра Жапарова.
Ниязов успел принять участие в митингах, но был задержан 10 октября. После этого его отпустили, а затем 11 октября снова задержали и заключили в СИЗО-1 по делу о массовых беспорядках.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана