Стоковые изображения от Depositphotos
Глава Госкомитета нацбезопасности Камчыбек Ташиев в интервью онлайн-газете «Новые лица» ответил на вопросы по поводу смерти политолога Марата Казакпаева.
Ташиев заявил, что власть не имеет отношения к кончине Казакпаева. По его словам, заявления родственников политолога о пытках в СИЗО ГКНБ – ложь. Ташиев отметил, что пыток в СИЗО ГКНБ «никогда не было и не будет».
«В СИЗО ГКНБ, даже когда суд принимает решение о заключении под стражу бывших высокопоставленных людей, все бизнесмены и бывшие госчиновники просятся в наше СИЗО, потому что здесь никогда ни на кого не оказывают давления. Снаружи и внутри СИЗО в коридорах установлены видеокамеры, которые фиксируют и записывают», – заявил Ташиев.
По его словам, за время нахождения в следственном изоляторе Казакпаев неоднократно осматривался врачами из службы ГКНБ и получал соответствующее медикаментозное лечение.
«Обращения Казакпаева и его адвоката мы без внимания не оставляли, сразу направляли в больницу […]. 25 мая обвиняемый Казакпаев в центре кардиологии Миррахимова прошел комплексное обследование. Был проведен консилиум врачей и назначено медикаментозное лечение. […] Консилиум врачей решил, что его не обязательно класть в больницу, можно оставить в СИЗО ГКНБ», – сказал Ташиев.
Ташиев сообщил, что каждое утро ему докладывают о здоровье каждого содержащегося в СИЗО.
«Мы за его здоровьем следили, смотрели за ним. 9 июня в 7:30 прибежал начальник СИЗО и сказал, что состояние Казакпаева ухудшается. Я сразу дал указание отправить его в больницу. Мы делали всё, чтобы его спасти. Для меня лично каждая посадка в СИЗО тяжело воспринимается. Я там побывал и знаю какие там условия. Я не скажу, что условия плохие, но психологическое и моральное давление от нахождения в самой ситуации, существует. Поэтому, если есть у человека какие-то заболевания, то они могут обостриться», – сказал он.
Ташиев также заявил, что слова оппозиционного политика Равшана Джеенбекова о том, что ГКНБ умышленно отказался предоставить Казакпаеву доступ к медицинской помощи – не соответствует действительности. По мнению Ташиева, Джеенбеков ради своих политических амбиций, «готов использовать панихиду по умершему для самопиара».
«В подобных, ничем не подкрепленных заявлениях, озвученных Равшаном Джеенбековым, усматриваются признаки преступления предусмотренные статьей «Заведомо ложные сообщения о совершении преступления»», – заявил Ташиев
Ташиев сказал, что даст Джеенбекову официальное предостережение, что нельзя распространять ложную информацию.
Ташиев отметил, что ГКНБ предоставил все нужные документы Генеральной прокуратуре для следствия. По его словам, ГКНБ готов принять общественную комиссию, если она будет создаваться со стороны Омбудсмена, со стороны Центра по предупреждению пыток, или общественных деятелей и журналистов.
«Я – как руководитель спецслужб нашей страны, выражаю глубокие соболезнования родным и близким Казакпаева, к сожалению, так произошло, ему начертана такая судьба. А по юридической части мы готовы до конца доказать его вину, потому что работа по расследованию проводилась последние 3 года», – сказал Ташиев.
Однако глава ГКНБ сказал, что сам он не изучал дело, потому что является руководителем, но добавил, что полностью доверяет следствию.
Ташиев также заявил, что на Марата Казакпаева ГКНБ возбудил уголовное дело еще до прихода нынешней власти – в 2019 году. Рассказать о деталях дела Ташиев отказался, сказав, что уголовное дело имеет гриф «Совершенно секретно». По словам Ташиева, он не может назвать страну, в интересах которой якобы работал Казакпаев, потому что это может нанести урон отношениям страны с этим государством.
Ташиев сказал, что ГКНБ закончил расследование по делу Казакпаева в начале марта и передал в Первомайский районный суд.
Он добавил, что процесс уголовного дела в отношении Казакпаева затянулся по инициативе защиты. По его словам. судебные разбирательства передвигали по ходатайству адвоката Казакпаева.
Марат Казакпаев был известен как эксперт, который комментировал политические события в стране.
Его задержали в апреле 2021 года по подозрению в государственной измене и содержали в СИЗО ГКНБ. 9 июня этого года стало известно, что у Казакпаева случился геморрагический инсульт, произошло кровоизлияние в мозг и его увезли из СИЗО. Казакпаев скончался 10 июня.
В ГКНБ сообщали, что Казакпаев скончался из-за внутримозгового кровоизлияния в ствол мозга. В спецслужбе отмечали, что «за время нахождении в СИЗО он регулярно осматривался врачами и получал рекомендованные врачами лекарственные препараты, состояние его здоровья было удовлетворительное». В Госкомитете говорили, что утром 9 июня у Казакпаева резко ухудшилось состояние здоровья и его по инициативе ГКНБ госпитализировали в больницу.
Адвокат Казакпаева Икрамидин Айткулов сообщал, что намерен написать заявление для проведения судмедэкспертизы.
«[Нужно] проверить причины его смерти и своевременно ли была оказана помощь медиками. Также проверим действия сотрудников СИЗО ГКНБ и сотрудников медицинской службы ГКНБ. Насколько они правильно и своевременно оказывали помощь. Здесь вопросы есть. Это очень серьезно, человек умер. Он не должен был умереть», — говорил адвокат.
13 июня стало известно, что в Институте омбудсмена создали общественную комиссию, которая расследует обстоятельства смерти Казакпаева.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана