Стоковые изображения от Depositphotos
Независимая политаналитик Анар Мусабаева высказалась в Facebook о словесной перепалке главы Госкомитета нацбезопасности Камчыбека Ташиева с оппозиционным депутатом парламента Адаханом Мадумаровым. Конфликт произошел 2 июня на заседании Жогорку Кенеша.
По мнению Мусабаевой, стычка между Мадумаровым и Ташиевым – «это не только показатель деградации политического класса, но и доказательство того, что парламент в Кыргызстане является никем и ничем».
«Вернее [парламент] – бутафорский инструмент, призванный служить «демократической» ширмой для внешнего мира, а де-факто — служащий придатком исполнительной власти (Кабмин — примечание редакции). А вот силовые органы в Кыргызстане могут превратиться в монстра. Открытые на всю страну угрозы в адрес депутата свидетельствуют о том, что с депутатами уже никто не считается», — написала политаналитик.
Мусабаева также упомянула, что большинство депутатов спокойно наблюдали за «растерзанием» своего коллеги, «пусть даже нелюбимого многими» и это о многом говорит.
«Практическое отсутствие в законодательном органе депутатов, способных профессионально выполнять свои функции и призвать к соблюдению закона, а также жесткий «силовой» язык, примененный в отношении депутата (звучащий в кыргызском языке гораздо жестче и уничижительнее, чем на русском) – все это свидетельствует о том, что мы стремительно движемся по опасному пути, когда власть будет управлять нами с помощью страха, неопределенности и сомнений. Это путь к диктатуре, к тирании», – отметила она.
Политаналитик добавила, что произошедшая 2 июня ситуация в парламенте «пугает, а страх — это инструмент диктаторов по управлению людьми».
«Ощущение, что правящий дуумвират, уже не хочет даже притворяться демократическими лидерами и править с помощью популизма, а хочет прямиком перейти к старой опробованной в разных частях мира модели — к жесткому авторитаризму, опирающемуся на репрессии и страх», – считает она.
Мусабаева подчеркнула, что если депутату открыто угрожают «исчезновением», вздумай он противостоять действующей власти, то простые граждане могут «исчезнуть» в два счета. По ее мнению, Ташиев подал всем сигнал, что «любое инакомыслие или критика власти будут пресекаться».
«Есть […] мнения о том, что Мадумарова поддерживают «внешние силы» и Ташиев, мол, молодец, что приструнил депутата. Не обольщайтесь. Тут тот случай, когда не знаешь, что страшнее», – написала политаналитик.
Мусабаева считает, что в жестокой авторитарной модели главным может быть только один, и нужен сильный репрессивный аппарат, чтобы держать народ «в узде».
«Движение идет вспять, и очень быстро. Есть ли у нашего народа инстинкт самосохранения?» – заключила она.
Конфликт между главой ГКНБ Камчыбеком Ташиевым и депутатом Адаханом Мадумаровым произошел 2 июня на заседании парламента.
Ташиев на центральной трибуне отчитывался о работе ГКНБ по борьбе с контрабандой. Глава силовой структуры заявил, что некоторые депутаты говорят неправильную информацию о борьбе с контрабандой и попросил их не говорить «безосновательные и бездоказательные» слова.
Позже Ташиев подробно остановился на «безосновательных» заявлениях оппозиционного депутата Адахана Мадумарова.
Мадумаров и Ташиев повздорили. Во время спора глава ГКНБ угрожал нардепу тем, что сломает ему руку, посадит, а также сказал такую фразу: «тебя самого не станет».
Международные правозащитные организации не раз высказывали свои опасения в том, что в Кыргызстане устанавливается авторитарный режим управления.
Так, в феврале 2022 года исследовательское и аналитическое подразделение Economist Group – The Economist Intelligence Unit – причислило Кыргызстан к авторитарным странам. Издание опубликовало ежегодный доклад об уровне демократии в странах мира.
Кыргызстан по уровню авторитаризма попал в одну группу с Казахстаном, Россией и африканскими странами Алжир, Нигер и Мали.
Ранее Глобальный альянс гражданского общества CIVICUS в своем ежегодном отчете отмечал, что Кыргызстан стал более авторитарным при новом президенте Садыре Жапарове.
Авторы доклада писали, что преследованию подвергаются активисты гражданского общества, независимые журналисты, блогеры, правозащитники, юристы, мирные демонстранты и другие люди, критикующие власти.
В марте 2021 года неправительственная организация Freedom House опубликовала свой доклад, в котором впервые за последние 11 лет включила Кыргызстан в категорию несвободных стран.
«Статус Кыргызстана снизился с «частично свободного» до «несвободного», потому что последствия глубоко несовершенных парламентских выборов сопровождались серьезным политическим насилием и запугиванием, и завершились тем, что власть захватил лидер националистов и осужденный преступник, освобожденный из тюрьмы сторонниками», – сообщили правозащитники в отчете.
При этом, власти отрицают заявления международных организаций. Пресс-секретарь президента Эрбол Султанбаев заявил, что реформы «по усилению ответственности властей никак нельзя ставить в один ряд с понятием авторитаризма». Султанбаев подчеркнул, что в стране выстроена четкая вертикаль власти и определена ее конкретная ответственность.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана