Популярные темы

Блокбастер начал прокат: Караганду посетила творческая группа фильма «Рассвет Великой Степи»

Дата: 16 мая 2022 в 14:05 Категория: Новости культуры


Блокбастер начал прокат: Караганду посетила творческая группа фильма «Рассвет Великой Степи»
Стоковые изображения от Depositphotos

Исторический фильм «Рассвет великой степи» расскажет о временах, когда Казахским ханством правил Касым. Именно в эти годы государство достигло расцвета и установило контроль над обширными территориями Восточного Дешт-и-Кипчака. Тогда казахи стали известны как самостоятельная этническая общность далеко за пределами своей территории. Сюжет фильма стремительно развивается в борьбе казахских и шейбанских правителей за города на Сырдарье на рубеже XV-XVI веков. В центре истории – жизнь легендарного Касым хана, который должен решить свой главный внутренний конфликт: Казахское ханство, которое возглавляет брат Касыма по отцу, хан Бурындык, воюет с Мухамедом Шейбани, братом Касыма по матери. Художественный образ Касыма – это человек, посвятивший всю свою жизнь борьбе за независимость казахского ханства, справедливый воин-защитник Родины, реформатор и основоположник свода законов, регламентирующий всю жизнь степного края. Собственно, именно этот свод законов изучается в курсе школьной истории, а теперь о жизни Касыма появился и свой исторический блокбастер. 

В Караганду, чтобы представить премьеру и поговорить о кино, прибыли президент студии «Казахфильм» имени Ш. Айманова, Заслуженный деятель Казахстана Акан Сатаев, сценарист ленты Бекболат Шекеров. Были вместе с ними и занятые в картине актеры: Тунгышбай Жаманкулов (взрослый Али Радиш), Ерик Жолжаксынов (взрослый Бурындык-хан), Алтынай Ногербек (молодая Жахан Бегим, мать Касыма), Данияр Уразаев (молодой Касым-хан), Айдос Абдикадыров (молодой Бурындык). Взрослого Касыма сыграл Берик Айтжанов, но в Караганду он, к сожалению, не приехал. Тут надо напомнить, что Караганда – родной город Акана Сатаева, и приезжать сюда он любит.

Известно, что специально для съемок фильма в степях неподалеку от Кунаева (ранее – Капчагай) построили крепость кочевников. Журналисты, присутствовавшие во время съемок, отмечали, что в фильме появятся декорации древнего Туркестана на реке Или, а снимая одну из сложнейших сцен картины – битву за Улытау – команда фильма задействована около 300 человек, включая 56 каскадеров и более 200 конников. В общей сложности съемочный период составил 2 года. Сначала хотели снимать как сериал – потом поняли, что денег не хватает. На тот момент работать оставалось год – в течение этого времени нужно было завершить сценарий, отснять материал и смонтировать его. Выпуск планировался к 16 декабря в прошлом году – и команда успела, но релиз состоялся только в мае. Двухголосая озвучка на русском языке уже есть – со звучащими еще и оригинальными голосами, но в день визита творческой группы в Караганду лента демонстрировалась на государственном языке с русскими субтитрами.

Съемки – а они длились в общей сложности около 60 дней – стартовали в Алматинской области в конце февраля 2021 года, продолжились вблизи города Жаркент и поселка Кеген. С середины марта снимали уже в павильоне киностудии «Казахфильм» — на декорациях города Сыганак, тронного зала Бурындыка и Самарканда – в гостевом дворе Шайбана. Летом съемочная группа переместилась в район Куанева, где была отснята битва в Улытау. Здесь, кстати, участвовала известная казахстанская команда каскадеров «Nomad Stunts» во главе с Жайдарбеком Кунгужиновым.

К работе над проектом подошли серьезно: консультировать по истории подключили и доктора исторических наук, профессора Берекета Карибаева, доктора философии по архитектуре Алмаса Ордабаева, художника-живописца, кандидата исторических наук, этнографа Ахметжана Калиоллу и не только – причем они присоединились к проекту с момента создания сценария. Над музыкальным оформлением картины работали композиторы Ринат Гайсин и Никита Карев, компьютерная графика была выполнена командой «Studio Cubic». Художником по костюмам выступила Дина Буксикова, художниками по гриму – Лидия Ордынская и Ботагоз Абдибаева.

Всего над фильмом работало более двух с половиной тысяч человек, а ноу-хау ленты заключалось в том, что монтировалась она сразу на съемочной площадке – об этом Акан Сатаев уже успел сказать на премьере в столице, это же повторил в Караганде и рассказал подробнее.

— У меня у самого еще никогда не было такого опыта, — признался Акан Каргамбаевич. – Это большая нагрузка на съемочную группу и особенно на режиссера монтажа. Конечно, важный плюс такой новинки – сразу вживую монтируется кино, правится съемочный материал. Но время это не экономит: актеры ожидают, если нужно монтировать дубли – и ждут все... В общем, у этой медали две стороны. Хотя должен сказать, что терпением нашей команды мы старались не злоупотреблять.

К раскрутке фильма – а это к вопросу о промо-кампании – команда приступила, как оказалось, недавно, но в целом режиссер отметил, что такие фильмы лучше бы рекламировать за год до выхода – как это делают, например, с «Аватаром. Среди промо-компании, кстати, был и соцопрос – людей на улицах спрашивали об истории и непосредственно Касым хане. Итоги, поделился Акан Сатаев, были неутешительные: многие, особенно молодые люди, очень мало обо всем этом знают. А фильм, к слову, создавался с расчетом в первую очередь на молодежь...

Интересная особенность казахстанских исторических фильмов («Томирис» не в счет): о женских персонажах рассказывается обычно не так много, как о мужских. Оно и понятно – историю пишут в основном мужчины, но о роли Алтынай Ногербек информации было критически мало. А она, оказалось, играет Жахан Бегим, мать будущего хана Касыма.

— Думаю, за любым сильным мужчиной стоит не менее сильная женщина – да и ведь не каждой удавалось стать женой хана. Жахан Бегим умела многое, будучи достойной представительницей своего поколения, — поделилась Алтынай. – Время, в которое она жила, кроме того, было особенно непростым: тогда любая казахская женщина могла и хозяйство вести, и детей воспитать, и в седло сесть, и меч в руки взять. Согласно истории, Жанибек хан влюбился в нее как раз увидев ее меткость и искусство стрелять из лука. А в одной из сцен фильма рассказывается о том, что Жахан Бегим воспитывает лучниц – помогает сыну иметь достойное войско. То есть, она не просто мудрая мать, но и сильная женщина, войн и правитель.

О бюджете – а это часто почему-то особая тайна в казахстанском кинематографе – в этот раз рассказали открыто. У истоков «Рассвета Великой Степи», который планировался еще с 2018 года, стоял турецкий режиссер, который работал над сериалами. Бюджет должен был быть предоставлен соответствующий, но потом что-то пошло не так – творческую группу сменили, и по итогу, тоже через время, в режиссерском кресле оказался Акан Сатаев. Бюджет насчитывал 3,8 миллиарда тенге, из которых команда освоила 2,5.

Фото автора 

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Тэги новости: Новости культуры Караганда
Поделитесь новостью с друзьями