Ещё год назад ночной налёт из 30 беспилотников казался Украине исключительным событием. Теперь же Россия регулярно засыпает украинское небо сотнями дронов, намеренно перегружая систему противовоздушной обороны. В ночь на 25 мая Кремль провёл, как сам заявил, «массированный удар» по украинским городам, выпустив 298 беспилотников — вероятно, это рекорд. Одновременно было запущено 69 ракет. Украина вновь сталкивается с неизвестностью: если переговоры о прекращении огня сорвутся, что весьма вероятно, её ПВО придётся жёстко экономить ракеты-перехватчики. А это значит, что всё больше российских дронов и ракет будут прорываться к целям — жилым кварталам, предприятиям, критической инфраструктуре.
С начала 2024 года воздушная кампания России вышла на новый уровень. На передний план вышли баллистические ракеты — многие из них поставлены Северной Кореей — и новая, более смертоносная модификация дронов-камикадзе «Шахед». Перехватить баллистические ракеты крайне сложно из-за их скорости; по сути, только ракеты Patriot PAC-3, которых у Украины всё меньше, дают шанс на успешное поражение цели. Тем временем шестое поколение «Шахедов» использует технологии машинного обучения, чтобы пробивать оборону даже таких защищённых целей, как Киев. Так, 24 мая беспилотники повредили здания в северных пригородах столицы, а двумя неделями ранее один из дронов с термобарической боеголовкой пробил крышу торгового центра и выбил стёкла в радиусе до 300 метров. В том же районе другой аппарат с кассетным зарядом замедленного действия атаковал военный полигон.
Главная проблема украинской ПВО сегодня — это количество вражеских целей. Если в прошлом году Россия производила около 300 «Шахедов» в месяц, то теперь тот же объём выходит с конвейера менее чем за трое суток. По данным украинской военной разведки, у Москвы есть планы довести производство до 500 дронов в день, что теоретически позволит формировать ударные рои из тысячи аппаратов. Авиационный аналитик Константин Криволап считает такие темпы маловероятными: по его словам, российская оборонка славится преувеличениями и фальсификациями. Однако и он признаёт: рост масштабов атак — неизбежен. Даже если фронт на востоке удастся стабилизировать, воздушная угроза будет только расти.
В секретной мастерской в Киеве группа инженеров разбирает российский дрон «Шахед» на части. Каждый кусок металла, падающий на украинские города, попадает в подобные лаборатории для тщательного анализа. Цель — изучить технологии оружия, скопировать эффективные решения и использовать их против врага. За последний месяц работа не останавливалась. Несмотря на надежды на перемирие, Россия находит всё новые способы преодолевать украинскую ПВО, которая сталкивается с нехваткой перехватчиков, изменением тактики противника и недружественной политикой США.
Инженеры особенно обеспокоены тем, как управляются новейшие российские дроны. Последние модели не поддаются украинским средствам радиоэлектронной борьбы, поскольку больше не используют уязвимый GPS, а полагаются на искусственный интеллект и подключаются к украинским интернет — и мобильным сетям. Команда обнаружила записку в одном из разобранных дронов, предположительно оставленную сочувствующим российским инженером. В ней говорилось, что беспилотники теперь получают команды и передают телеметрию и видеосигнал в режиме реального времени через ботов в социальной сети Telegram.
Если раньше основная работа по борьбе с дронами ложилась на мобильные группы с пулемётами, ПЗРК и лёгкой артиллерией, то теперь этого недостаточно. Полковник Денис Смажный из ПВО Украины рассказывает, что дроны стали действовать хитро: сначала летят низко, чтобы обойти радары, затем резко поднимаются на высоту 2–2,5 тысячи метров — за пределы досягаемости лёгкого оружия. В ответ Украина начала использовать вертолёты, истребители F-16 и собственные перехватывающие дроны — первые результаты обнадёживают. По словам высокопоставленного источника, над Киевом пока удаётся сбивать около 95% вражеских дронов. Но оставшиеся 5% наносят серьёзный урон.
С дронами и крылатыми ракетами Украина ещё может бороться. С баллистическими угрозами — всё намного хуже. Такими ракетами располагает ограниченное число стран, а систем, способных их перехватывать, ещё меньше. На Западе в этом сегменте де-факто монополию имеет американская система Patriot. У Украины сейчас как минимум восемь таких батарей, но не все находятся в боеспособном состоянии — часть нуждается в ремонте.
Экипажи используют их с впечатляющим мастерством: с весны 2023 года они сбили более 150 баллистических и аэробаллистических ракет. Однако эти комплексы в основном сосредоточены вокруг Киева. Президент Владимир Зеленский утверждает, что Украине нужно как минимум ещё десять батарей и соответствующий запас ракет PAC-3, чтобы обеспечить защиту других крупных городов. Он подчеркивает: страна готова платить любую цену — очевидно, за счёт европейской помощи. Белый дом на это реагирует уклончиво.
Главная проблема в том, что Украина на фоне возвращения Дональда Трампа к власти превратилась только в одного из многих потенциальных клиентов, конкурирующих за ограниченные производственные мощности. Lockheed Martin, производитель комплексов Patriot, наращивает выпуск PAC-3 до 650 ракет в год. Но это всё равно на сотню меньше, чем предполагаемый объём баллистических ракет, который может производить Россия, у которой, по оценке украинской стороны, уже имеется склад из 500 таких ракет. При этом на перехват каждой российской баллистической ракеты обычно уходит две PAC-3.
Для «ястребов» в администрации Трампа каждый отправленный в Украину Patriot — это один недостающий элемент для сдерживания Китая в Тихоокеанском регионе. Даже если бы Белый дом был лояльнее, он вряд ли смог бы поспевать за постоянно растущей угрозой со стороны России. Украина уже просила разрешения наладить собственное лицензионное производство PAC-3, но понимает, что шансов мало. Производство в Германии должно заработать не раньше конца 2026 года. Есть и другие совместные проекты, но до их реализации — как минимум год.
В этих условиях Украине, возможно, придётся вырабатывать новую стратегию выживания — не только оборонительную, но и наступательную.
«Мы должны уничтожать российские пусковые комплексы, заводы и склады», — говорит Криволап. — «И не питать иллюзий».
По сообщению сайта Уральская Неделя