Стоковые изображения от Depositphotos
Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции по Туркестанской области провел внешний анализ коррупционных рисков в деятельности футбольного клуба «Туран», передает Sports.kz со ссылкой на KazFootball.kz.
Вот что пишется в аналитической справке...
«За последние три года на футбол выделено 9,3 млрд тенге. Вместе с тем, отсутствие прописанных критериев финансирования, установления его размера и источника (областной, районный бюджет), условий увеличения, снижения либо прекращения финансирования не исключает принятие решений в интересах отдельных футбольных клубов.
К примеру, половина всей суммы (4,6 млрд тенге или 49,5%) приходится на ПФК «Туран», который сезон 2023 провел в Первой лиге, а на команду Премьер-Лиги (Высшая лига) ФК «Мактаарал» — лишь 21,5% (2 млрд).
Более того, несмотря на высокие результаты ФК «Мактаарал», в сравнении с ПФК «Туран», по неустановленным причинам (отсутствует какое-либо обоснование) бюджетные средства для участия клуба в Премьер-Лиге в сезоне 2024 года не выделены.
В 2022 году ПФК «Туран» подписал гражданина РФ в качестве главного тренера с заработной платой 5,3 млн тенге, который проработал лишь 3 месяца 22 дней (из которых 2 месяца 10 дней провел в зарубежном УТС в Турции) или 4 игры (2 поражения и 2 ничьи).
После расторжения контракта ему выплачено 15,9 млн тенге. Аналогичная ситуация наблюдается при подписании игроков.
Так, игроку «B» (гражданин Азербайджана, зарплата 7,6 млн тенге, за 4 месяца провел 2 игры), в связи с досрочным расторжением контракта выплачена сумма в 30 млн тенге, «Н» (зарплата 1,2 млн, провел 6 игр, забил 1 гол с пенальти) — 8 млн, «Н» (7 игр) и «Ә» (4 игр) — по 6,5 млн.
Вместе с тем, несмотря на выделение в сезоне 2022 значительных средств (2 млрд тенге), команда заняла лишь 13 место и опустилась в низшую Первую лигу.
Наличие таких примеров свидетельствуют об отсутствии у клуба четко выстроенной политики в вопросах подписания тренеров, игроков, критериев установления зарплаты, что способствует подписанию «непродуктивных», пролоббированных игроков с завышенной зарплатой, в том числе прописав значительные компенсации за досрочное расторжение контракта.
Кроме того, не исключено, что такие «схемы» могут использоваться для вывода средств из клуба.
В 2023 году ПФК «Туран» «понадобился» бюджет в 1,5 млрд тенге для выхода команды в Премьер-Лигу, в то время как ФК «Мактаарал» в 2021 году затратил сумму в 6 раз меньше (225 млн) для достижения аналогичных целей.
В целом, это свидетельствует о рисках завышения затрат ПФК «Туран», в том числе при проведении зарубежных УТС.
К примеру, за последние 3 сезона, клуб на УТС затратил на 230 млн тенге больше, чем ФК «Мактаарал» (в сезоне 2021 не выезжал на зарубежный УТС).
В частности, ПФК «Туран», выступая в сезоне 2023 в Первой лиге, провел УТС в Турции на сумму 114 млн тенге (в сезоне 2022 — на сумму 118 млн), тогда как ФК «Мактаарал», выступая в сезоне 2023 в Премьер-Лиге, затратил в 3 раза меньше — 36 млн (в сезоне 2022 — 24 млн).
Наряду с этим, директор ПФК «Туран» в 2023 году необоснованно получал зарплату в 1,8 млн тенге (в нарушение требований ППРК 1193, отсутствует приказ вышестоящего уполномоченного органа, зарплата по штатной тарификации со всеми надбавками должна составлять не более 226 тыс. тенге).
Установлены также факты необоснованного премирования (на сумму 47,5 млн тенге) и выплаты надбавок.
Так, руководителю и тренерам (всего 5 лиц) выплачена премия в 12,7 млн тенге (в связи с выходом команды в 1/8 финала Кубка), помощнику главного тренера — 5,5 млн тенге (в связи с выигрышем ФК «Акжайык»).
Кроме того, в течение 2022 года членам команды ПФК «Туран» установлены надбавки за экологию 20% (сумма выплат 8,7 млн тенге), тогда как данные лица в указанный период фактически проживали и проводили тренировки в городе Шымкент, тогда как находящиеся и работающие в городе Туркестан тренера футбольного центра не получали положенные им надбавки.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства указывают на риски нерационального расходования средств, предоставления преимуществ отдельным лицам (тренерам и специалистам).
Полагаем, что указанные средства можно было направить на развитие инфраструктуры и детско-юношеского футбола, расходы на которые фактически — мизерные.
Вместе с тем, на сегодняшний день у ПФК «Туран» отсутствует инфраструктура для проведения тренировочных занятий (футбольные поля, манежи), детско-юношеские команды клуба не обеспечивались инвентарями (специальные устройства, снаряды приспособления, мячами, воротами, фишками, конусами, барьерами, манишками и т.д.), которые приобретались за счет родителей.
Отношение руководства клуба к развитию детско-юношеского футбола наглядно показывает факт того, что в 2023 году решением КФФ на клуб наложен штраф в 1,7 млн тенге за неучастие в юношеском турнире «Арман» (хотя эти средства, как минимум, можно было потратить на приобретение необходимых инвентарей для детей).
Спонсорские средства УЕФА в 87 млн тенге на развитие футбольного центра также направлены на закуп иностранной валюты (за 44 млн) и шитья экипировки у ИП (43 млн), вместо того чтобы направить их на нужды юношеских команд.
В 2023 году ПФК «Туран» заключен договор с ИП (юридический адрес г. Шымкент) на корпоративные тарифы и услуги для размещения команды в количестве 35 человек в гостинице в городе Астане на сумму 5,4 млн тенге (по 31 тыс. тенге на одного человека за сутки).
При этом, директор ИП приходится родной сестрой директора клуба.
В июле 2023 года договор на размещение в этой же гостинице заключается уже с другим ИП (юридический адрес г. Шымкент). что свидетельствует о том, что данные поставщики выступают «прокладками» между клубом и владельцами гостиницы (с учетом маржи третьей стороны усматривается риск завышения стоимости).
Кроме того, практикуется заключение договоров неконкурентным способом без применения норм государственных закупок.
Так, с поставщиком заключен договор по ежемесячной аренде спортивного помещения за 2,2 млн, при этом размеры поля не соответствует стандарту 40×60.
По сообщению сайта Sports.kz