Стоковые изображения от Depositphotos
Государства Центрально-Азиатского региона тратят только на субсидии на покупку ирригационного оборудования от 200 млн долларов в год. Об этом сообщил заместитель председателя правления и главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров во время круглого стола «Содействие устойчивому развитию Центральной Азии», который проходил 16 ноября 2023 года в href="https://aqparat.info/city/36870-almaty.html">Алматы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Евгений Винокуров подчеркивает необходимость инвестиций в создание регионального кластера по производству ирригационного оборудования. По его словам, в Центральной Азии (ЦА) объем закупки такого оборудования составляет 140-320 млн долларов в год. Создание вышеуказанного регионального кластера – одно из 10 практических решений, который представил ЕАБР в рамках доклада «Эффективная ирригация и водосбережение в Центральной Азии».
В Евразийском банке развития считают, что запуск канала Кош-Тепа в Афганистане в 2028 году станет триггером водного кризиса в регионе. По оценкам ЕАБР, в 2028-2029 годы Центрально-Азиатский регион столкнется с хроническим дефицитом воды в 5-12 кубических километров в год. «Сокращение стока как Амударьи, так и Сырдарьи, оказывает влияние на весь регион бассейна href="/city/35746-aralsk.html">Аральского моря, население которого насчитывает 61 млн человек», – обращает внимание Евгений Винокуров.
Он перечислил ряд проблем в регионе: износ инфраструктуры, деградация земель, потеря воды и предел потенциала ирригации. «50 лет – средний возраст ирригационной межхозяйственной и внутрихозяйственной инфраструктуры. Вдобавок половина орошаемых земель Центральной Азии подвержены засолению», – сказал спикер. Евгений Винокуров добавляет, что 40% воды расходуется на фильтрационные цели: треть теряется в магистральной и межхозяйственной системах каналов, две трети – во внутрихозяйственных каналах. По его словам, страны Центральной Азии также приближаются к пределу ввода новых орошаемых земель. Например, реализованный потенциал ирригации в Узбекистане составляет 87%.
Евгений Винокуров, заместитель председателя правления и главный экономист Евразийского банка развития
«Собственно, вся проблема на этом слайде. В бассейн href="/city/35746-aralsk.html">Аральского моря стекает 116 кубических километров воды – больше не будет, никогда. Меньше будет, больше – нет. А спрос растет, потому что 92% водозабора уходит на сельское хозяйство, производство еды. Остальное – это питьевое водоснабжение, промышленность, ЖКХ. И учитывая, что из 116 кубических километров 104 – это ирригация, получается, что водосбережение абсолютно безальтернативно как средство решения водных проблем региона», – убежден спикер. По словам Евгения Винокурова, из 116 кубических километров воды теряется 43. «По нашим подсчетам нужно снижать потери примерно на 2,5% в год, чтобы устранить проблему водного дефицита», – сказал он.
Помимо четырех вышеуказанных региональных решений, спикер представил еще шесть практических шагов в рамках доклада «Эффективная ирригация и водосбережение в Центральной Азии».
Руководитель центра отраслевого анализа дирекции по аналитической работе ЕАБР Арман Ахунбаев рассказал об одном из главных выводов вышеуказанного доклада. «Поливное орошение все равно будет продолжать доминировать: оно будет основным. Это связано в том числе с климатическими условиями. Но отдельно для Узбекистана адаптировано капельное орошение из-за жаркого климата. Что касается Казахстана, то в целом – это дождевальное орошение, но в южных регионах страны из-за высокой температуры оно так же капельное, как и в Узбекистане», – поясняет он.
Арман Ахунбаев, руководитель центра отраслевого анализа дирекции по аналитической работе Евразийского банка развития
По расчетам ЕАБР следующие четыре подхода являются наиболее перспективными для применения в Центральной Азии: точная лазерная планировка полей, капельное орошение, дождевальное орошение и внедрение цифровых технологий для точного водоучета. В Евразийском банке развития уверены, что регион только за счет лазерной планировки и внедрения цифрового водоучета может сократить ежегодные потери воды на 12 кубических километров.
Региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Татьяна Проскурякова отмечает, что инвестиции банка в ЦА на сегодняшний день составляют 12 млрд долларов. При этом четверть этих инвестиций относится к секторам воды, энергетики и защиты окружающей среды. «С учетом новых проектов доля этих секторов в нашем портфеле возрастет почти до половины, что говорит о большом запросе со стороны стран Центральной Азии», – говорит спикер.
Татьяна Проскурякова приводит данные из недавнего отчета Азиатского банка развития: по крайней мере 4 млрд долларов может быть получено за счет улучшения региональной кооперации в водном секторе. «Наши собственные оценки показывают, что торговля электроэнергией между странами Центральной Азии позволит им сэкономить примерно 6 млрд долларов», – делится региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии.
Экономика Казахстана в 2023 году увеличится на 4,2% — ЕАБР
ЕАБР намерен инвестировать в водно-энергетический комплекс ЦА $400 млн
Годовая инфляция в Казахстане на конец года составит 7,8% — ЕАБР
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz