Популярные темы

Рецензия на фильм «Пинбол: Человек, который спас игру»

Дата: 24 марта 2023 в 20:26 Категория: Новости культуры


Рецензия на фильм
Стоковые изображения от Depositphotos

Планжер. Металлический шарик. Флипперы. Бамперы, рампы, слингшоты, ловушки и мишени. Победить невозможно. Можно только постараться набрать как можно больше очков и не дать шарику угодить в дыру между флипперов. Но рано или поздно он все равно туда угодит. «Неопытному пользователю может показаться, что игра в пинбол неуправляемый хаос, но это не так, залог качественной игры кроется в освоении базовых навыков управления мечущимся по игровому полю шаром», говорится на сайте московского музея пинбола. И следом: «Никогда не недооценивайте силу серебряного шара, он имеет привычку проникать в сердце человека независимо от его возраста».

Звучит как чушь собачья, однако это чистейшая правда. Довольно странный аппарат, напичканный странной машинерией, которая издает причудливые звуки и чуть что взрывается вихрем огоньков, несколько столетий назад был всего лишь уменьшенной копией бильярдного стола, утыканной булавками (отсюда «pin»), а в процессе своей эволюции обзавелся не только электромеханической начинкой, но еще и странной природы магией, способной одурманить любого, кто нажмет на кнопку старта. В результате эта незамысловатая аркада умудрилась вдохновить великие альбомы (рок-опера The Who «Tommy» с центральным номером «Pinball Wizard», после которого мастеров игры стали так и называть волшебниками) и великие книги («Пинбол-1973» Харуки Мураками об охоте за старым пинбольным автоматом, которая предшествовала охоте на овец).

Кадр из фильма «Пинбол: Человек, который спас игру» (2023)

Пинбольная культура, пожалуй, во многом построена на наделении достаточно примитивной вещи какой-то абсурдной, чрезмерной значимостью, избытком смыслов. Эта ее примитивность, вероятно, и сделала в какой-то момент пинбол легкой мишенью для американских политиков, объявивших войну организованной преступности. Около трети XX века пинбол в Нью-Йорке и многих других крупных городах США был запрещен под предлогом борьбы с азартными играми (которыми, как известно, кормилась мафия). Однако пинбол не азартная игра. В нем важны не удача, не случай, а мастерство. Доказать это муниципальному совету Нью-Йорка в 1976 году удалось журналисту GQ, писателю и большому мастеру пинбола Роджеру Шарпу.

Его называют «одним из величайших игроков в мире и одним из архитекторов соревновательного пинбола». Сам себя он скромно называет «исторической сноской». Спустя почти полвека после того, как он продемонстрировал свои навыки перед муниципальным советом, про него сняли кино «Пинбол: Человек, который спас игру». Шарп вероятно, не самый очевидный кандидат для собственного байопика, но, надо думать, как минимум немногочисленная, но гордая толпа поклонников пинбола до конца жизни будет поминать добрым словом братьев-режиссеров Остина и Мередита Брэггов.

Кадр из фильма «Пинбол: Человек, который спас игру» (2023)

Их картина, как и пинбольный автомат, на первый взгляд кажется вещицей незамысловатой, ну байопик и байопик, разве что герой не самый типовой, однако устроена она на удивление хитро. «Пинбол» пользуется тем же приемом, что и недавний сериал «Дейзи Джонс и The Six» про вымышленную рок-группу, списанную с Fleetwood Mac: имитирует художественно-документальное кино, чередуя сцены реконструкции с отрывками «интервью» с самим Шарпом, который иногда еще проникает в соседнюю половину ленты в виде невидимого для остальных героев рассказчика. И это, надо сказать, довольно изумительная придумка: взрослый экранный Шарп (его играет Деннис Буцикарис, молодого Майк Фейст) маневрирует внутри этой истории, будто металлический шарик, и при этом не только оживляет повествование («интервьюер» постоянно просит его вернуться к пинболу и не растекаться мыслью по древу), но еще и помогает уворачиваться от жанровых клише, на ходу ругая «авторов» за избитые приемы (такого как раз сильно не хватает «Дейзи Джонс и The Six»).

Так что с «Пинболом» стоит рискнуть, даже если прежде вам про пинбол слышать не приходилось вы всю дорогу гадаете, когда это перестрелки пульками с краской успели так преобразиться). Тем более что в конечном счете «Пинбол», разумеется, кино не про пинбол а про дороги, которые мы выбираем.

По сообщению сайта Газета.ru

Тэги новости: Новости культуры
Поделитесь новостью с друзьями