Популярные темы

Пик инфляции в Казахстане не пройден – эксперт ЕБРР

Дата: 10 ноября 2022 в 23:26 Категория: Новости экономики


Пик инфляции в Казахстане не пройден – эксперт ЕБРР
Стоковые изображения от Depositphotos

Фото: vecherka.tj

Сегодня сразу два международных финансовых института, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Евразийский банк реконструкции и развития (ЕАБР) представили свое видение относительно развития экономик стран Центральной Азии, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Правда, ЕБРР рассмотрел ситуацию в свете геополитической ситуации в Украине (то есть с февраля текущего года), а ЕАБР проанализировал динамику развития центрально-азиатских стран за последние 20 лет.

Удержать инфляцию в обозначенном коридоре смог только Таджикистан

Как сообщил в Астане в ходе конференции Asia Grains&Oils Conference in Kazakhstan 2022 ведущий региональный экономист Европейского банка реконструкции и развития Эрик Ливни, инфляция растет во всех центральноазиатских странах, кроме Таджикистана.

«Трудно ответить, почему, но в Таджикистане однозначно инфляция на уровне порядка 6-7%. Это вписывается в коридор, который себе установил Центральный банк этой страны. Они уже достаточно оптимистично смотрят на ситуацию, центральный банк опускает учетную ставку, по которой он закачивает деньги в экономику. Во всех остальных странах инфляция очень сильно подскочила, и Казахстан, к сожалению, лидер в этом направлении. Лидер еще и потому, что в других странах инфляция уже прошла свой пик и уже начинает спускаться. В Казахстане пик инфляции еще не пройден, к сожалению», — сообщил экономист.

Даже сейчас, в октябре, инфляция достигла более 18%, что послужило очередным сигналом для национального банка РК снова поднять базовую ставку (до 16% годовых с процентным коридором +/– 1,0 п.п – прим. Авт).

За последние девять месяцев Национальные банки всех стран региона подняли процентные ставки. Из-за этого цена заимствования растет не только для бизнеса, но и для государства.

«Для всех абсолютно стран ЦАР заимствования на внешних рынках подорожали. И лидером в этом плане является Таджикистан, у которого есть евробонды. Если бы они хотели рефинансировать свои долги, ставка составила бы сейчас 17% в евро. Мировой рынок сейчас смотрит на ситуацию в Таджикистане и очень сильно волнуется по поводу того, что происходит», — подчеркнул Эрик Ливни.

В Казахстане уровень ставки намного ниже, но долговая нагрузка тяжелым бременем лежит на всех странах региона. Причем дополнительный негативный фактор связан с тем, что внешние займы часто берутся в долларах, а он на всех мировых рынках растет относительно всех без исключения валют.

«С повышением учетной ставки Нацбанка коммерческое кредитование бизнеса идет по ставке 21%. Это, конечно, очень и очень существенно. И главное – конца этому не видно. Пока. Часть этой инфляции импортируется, но часть, особенно в Казахстане, связана с мерами правительства, которое оно принимает, чтобы поддержать производителей и домохозяйства», — считает Эрик Ливни.

В 2022 году в странах Центрально-Азиатского региона (ЦАР) произошел огромный скачок инфляции. Сравнимая ситуация была только в 2008 году и в конце 90-х, когда наблюдался глобальный финансовый кризис.

Более половины заработных плат казахстанцев уходит на еду

25%-ый вклад в инфляцию вносит отрасль энергетики, на втором месте – цены на продукты питания. В ЦАР продукты питания являются очень большой долей в общей сумме расходов домохозяйств. В Казахстане она превышает 50%.

«Питаться нам нужно каждый день, определенное количество калорий потреблять, и если цена питания подскакивает – мы ничего поделать не можем. Это просто прямо бьет по карману, особенно – беднейших домохозяйств. Я очень хорошо понимаю, почему правительство так внимательно следит за ситуацией, но, к сожалению, инфляция продолжается», — резюмировал он.

По словам экономиста, в феврале 2022 года, когда начались военные действия в Украине, у финансистов была паника. Но их первоначальные пессимистичные прогнозы относительно развития экономик ЦАР в свете текущих геополитических событий не оправдались.

«В феврале этого года, когда началась война, у нас в банке, по сути, была паника, потому что мы предполагали, что произойдет экономическая катастрофа, в том числе – по всему Центрально-азиатскому региону. Мы смотрели на то, каким образом ЦАР связан с Россией и Украиной, и каким образом он может пострадать по разным показателям, таким как импорт и экспорт, транспортировка через Россию, отток капитала и инвестиций из России и так далее», — отметил экономист ЕБРР.

По темпам роста ВВП лидируют Таджикистан и Кыргызстан

Наиболее впечатляющие темпы роста ВВП в текущем году у Таджикистана, около 6%. Эксперты ЕБРР считают, что в этом году они около 7%, в Кыргызстане – более 7% как в текущем, так и в следующем году.

«В Казахстане цифры не настолько впечатляющие, но тем не менее положительные. А мы знаем, что сегодня в мире не у всех стран положительный рост. Поэтому даже к этим скромным показателям роста Казахстана нужно относиться с уважением. Единственное, у нас немножко выпадает Монголия. Она переживает не лучшие времена, прогнозы там не столь утешительны», — считает Эрик Ливни.

Тем не менее, если судить по слайдам, эксперты ЕБРР считают, что в 2022 году рост ВВП Казахстана составит около 2,5-3%, в в Монголии – не менее 3,6%.

Относительно показателей экспорта — с февраля 2022 года отмечается интенсификация торговых связей с Россией. Так, например, почти двукратно увеличился экспорт из Кыргызстана в Россию. А импорт Кыргызстана из Китая за эти первые 6-8 месяцев вырос в 2,5 раза, составив с начала текущего года около 9 мрд долларов.

«Рекордсменом является только Кыргызстан, и здесь большая доля реэкспорта. В Казахстане рост экспорта не настолько велик, 9%. Какие-то отрасли пострадали в результате событий. Например, падение идет по изделиям из стали и металлов, а в других категориях мы видим огромный рост, в том числе по машиностроению, станкам, запасным частям для автомобилей. В результате санкций через Казахстан в Россию направлялись компьютеры и телефоны, и это отражается на цифрах реэкспорта. По этим позициям рост идет в десятки раз, так что не все так плохо для ЦА», — подчеркнул экономист.

Число рабочих мест в России только возросло

Вопреки ожиданиям падения денежных переводов из России, по факту произошел их рост. Вырос и спрос России на трудовых мигрантов. Во втором квартале текущего года количество мигрантов, трудящихся в РФ, достигло пика за последние шесть лет. Из них более 3 млн человек (это половина от числа всех гастарбайтеров) – из Узбекистана, остальная половина делится между Кыргызстаном и Таджикистаном.

На курсах валют наблюдались резкие перепады.

«Рекордсменом в этом плане был российский рубль, который укрепился. Но кыргызский сом тоже очень серьезно подскочил, сейчас ситуация во многом стабилизировалась. Единственные две валюты, которые упали ниже довоенного уровня – это казахский тенге и монгольский тугрик. Все остальные валюты даже чуть-чуть поднялись выше довоенного уровня. Главное – ситуация стабильная, и в этой ситуации всем нам проще работать», — отметил эксперт ЕБРР.

Для стран региона дополнительной проблемой является зависимость от импорта. В этом плане наихудшая ситуация складывается в Кыргызстане.

Щедрый Бишкек: почему рост зарплат чиновников – это не всегда хорошо

В настоящее время у правительств стран ЦАР есть дополнительные доходы, и власти стремятся направить их на фискальные стимулы и меры социальной поддержки (заработная плата в государственном секторе, стипендии, пенсионные пособия).

«В Кыргызстане и Казахстане рост зарплат зашкаливает. Это, конечно, очень хорошо для тех, кто эти зарплаты получает, но с точки зрения инфляционной составляющей, а также фискальной нагрузки, которая легла на бюджеты этих стран, это вызывает определенную тревогу, насколько эти страны смогут продолжать таким образом наращивать эти заработные платы. Это особенно касается государственного сектора», — отметил эксперт.

Причем, по его данным, Кыргызстан (с ростом зарплат более 30%) является лидером в этом году по росту заработной платы по всему миру. По крайней мере, точно в 38 странах, в которых работает ЕБРР, а Казахстан (рост около 28%) находится на втором месте.

«Рассмотрим, на сколько резервы покрывают импорт, долговые обязательства и общий суммарный долг. У Казахстана есть запасы на более 10 месяцев покрытия импорта, и это – не учитывая резервы нефтяного фонда. И также достаточно резервов с точки зрения покрытия платежей по долгу. Но опять же, учитывая, что все это – в долларах, учитывая то, что процентные ставки растут, дальнейшее заимствование на мировых международных кредитных рынках будет затруднено. Поэтому лучше затягивать ремень раньше, чем позже. В какой-то момент если мы будем думать, что ситуация может оставаться такой, конечно, мы можем быть неприятно удивлены», — констатировал эксперт.

Экономики стран ЦА выросли более чем в 7 раз за 20 лет

Аналитики Евразийского банка развития в онлайн-режиме представили доклад «Экономика Центральной Азии: новый взгляд». Главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров озвучил итоги анализа 20-летнего развития экономик стран региона.

За этот период население региона выросло на 40% — с 55 до 77 миллионов человек. И население продолжит расти в среднем на 1,5-2% в год. В отличие от России и Китая, где пик роста прошел и население или будет стоять на том же уровне, или будет сокращаться.

ВВП региона вырос в 7,5 раз за 20 лет – с 46 до 347 млрд долларов. Предварительный прогноз на 2022 год для всего региона – 395 млрд долларов. Разобрать эти цифры подробнее уже на страновом уровне аналитики обещают через три недели.

Доля региона в мировом ВВП по паритету покупательской способности выросла в 1,8 раза и сейчас составляет 0,7%.

Регион преуспел в накоплении прямых иностранных инвестиций, их объем вырос почти в 20 раз, и уже превышает 200 млрд долларов. По мобильности населения показатель вырос более чем в три раза.

«Мобильность населения измеряется, как часто люди путешествуют, на сколько километров на человека в год. Здесь учитываются все виды публичного передвижения: автобусы, поезда, самолеты, общественный транспорт. Все, кроме личного автотранспорта. Этот показатель очень важный, потому что он носит не только экономическое, но и социальное значение. Чем больше люди путешествуют, тем более активно они видят мир. Этот показатель постоянно последние 20 лет в регионе растет, и практически достиг 7 тыс. км на человека в год», — отметил Евгений Винокуров.

В три раза увеличилась доля ВВП по паритету покупательной способности. Среднегодовой темп роста составил 6,2%.

Центральная Азия на 20-летнем горизонте росла в два раза быстрее, чем экономика РФ, и заметно быстрее, чем развивающийся мир.

Взаимная торговля в регионе растет опережающими темпами. Внешнеторговый оборот вырос в шесть раз. Сегодня перед регионом стоит четыре главных вызова.

Первый вызов – это отсутствие выхода к морю. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны, не имеющие выхода к морю, отстают в среднем на 20% от стран, которые имеют выход к мировому океану.

«В транспорте в последние годы открывается «окно возможностей». Исторически ЦА в последние несколько столетий была плохо связана с миром и страдала от этого. Из-за этого она имела значение экономической периферии. Многое достигнуто государствами региона за последние 20 лет, особенно в двукратном снижении уровня смертности на дороге. Достигнут 9% прирост по протяженности новой автодорожной сети. Это тоже немало», — подчеркнул экономист ЕАБР.

Есть в регионах и большая евразийская история успеха. Так, через Казахстан в 50 раз выросло количество контейнерных поездов с сообщением «Китай – Европа». Они идут по так называемому центральному евразийскому маршруту, заходят в Казахстан прежде всего через пункт «Достык», в меньшей степени – через «Хоргос», и потом через Россию идут в Беларусь и в Западную Европу.

Не стоит хранить деньги «под матрасом»

Второй вызов – сырьевая зависимость. Регион активно привлекает внешние ресурсы, уровень прямых иностранных инвестиций составил более 200 млрд долларов.

«Но международные институты развития финансируют в основном инфраструктуру. Это их бизнес. В этом плане более выгодно выделяются российские инвестиции, которые в значительной степени идут во внересурсные сектора. Но тем не менее, недоинвестированным оказывается внутреннее производство, ритейл. То есть внутренняя экономика, которая обслуживает население. И эту проблему могут решить только внутренние ресурсы. Если 20 лет назад в регионе их вообще не было, то сейчас регион качественным образом изменился. Использование внутренних возможностей, денег «под матрасом» – это ключевая задача в ближайшие десятилетия. Нужно повышать ассортимент финансовых услуг. Развивать не только классический банкинг, но и такие отрасли, как страхование и финансовый лизинг», — отметил экономист.

Третий вызов – это отсутствие общей позиции по развитию водно-энергетического комплекса.

Финансисты намерены через месяц представить публичный доклад по регулированию водно-энергетического комплекса ЦА, в котором будет предложен подробный набор решений для государств региона, которые бы поспособствовали более эффективному подходу к использованию водных и энергетических ресурсов.

«Проблема будет только ухудшаться. Все водные модели, которые нам известны, говорят о том, что водосток в ближайшие 20 лет будет сокращаться. Площадь засушливых областей в регионе будет расти, и поэтому исключительно важно инвестировать в водное хозяйство региона, добиться комплексного регулирования водостока с учетом генерации электроэнергии, и делать это сообща. Наши расчеты говорят — если инвестировать и управлять водно-энергетическим комплексом вместе, создавая консорциумы, гидротехнические проекты, можно добиться экономии примерно в 10 млрд долларов», — отметил эксперт.

Три организации, независимо друг от друга, провели расчеты (Всемирный банк, ООН и ЕАБР), и пришли к одному выводу: ежегодно регион теряет от 1 до 1,5% от ВВП – а это от 3 до 4,5 млрд долларов из-за неэффективного использования водно-энергетических ресурсов.

«Последний год как раз был самым маловодным, это же циклическая вещь, и в ближайшие 3-4 года будут относительно полноводными. Мы бы считали, что пока это создает «окно возможностей». Пока несколько лет стресс не очень высокий будет для сельского хозяйства региона, режим водопользования можно использовать с максимальной пользой», — считает Евгений Винокуров.

Четвертый вызов – это изменение климата. В силу своей географии и огромного процента засушливых областей регион является наиболее уязвимым в этом отношении.

«Все страны ЦА взяли на себя обязательства по снижению парниковых газов в рамках парижского соглашения. Эти вызовы перед регионом стоят очень серьезно. И дело не только в том, что повышается температура, но и в том, что повышается волатильность, скачки температуры. А это активно влияет на водосток, на сельское хозяйство», — отметил эксперт.

Он подчеркнул, что наиболее уязвимые сферы в этом направлении – это водоснабжение, сельское хозяйство и сохранение биоразнообразия. Необходимо решать эту задачу комплексно, отталкиваясь от приоритетов согласованного развития водно-энергетического комплекса, эффективных технологий в сельском хозяйстве, в ЖКХ, в промышленности и в сфере развития «зеленой» энергетики.

Казахстан останется приверженным принципу открытой экономики

Как фитнес-стартап из Центральной Азии заинтересовал пользовательниц из 73 стран

Сохранения базовой ставки ожидают 52% опрошенных экспертов

Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий

По сообщению сайта kapital.kz

Тэги новости: Новости экономики
Поделитесь новостью с друзьями