Стоковые изображения от Depositphotos
Возвращение мигрантов в Центральную Азию на фоне мобилизации в РФ чревато ростом политической нестабильности в регионе, предупреждают эксперты. Ведь работы на родине для всех может не хватить. Но вице-премьер правительства Кыргызстана Эдиль Байсалов наплыва бывших мигрантов не боится. Воевать стоит только ради «священных гор Ала-Тоо», говорит он, и обещает найти кусок хлеба для каждого кыргыза.
Мобилизация в России пока не затронула мигрантов: сейчас им предлагают воевать с Украиной лишь добровольно, в обмен на ускоренное получение гражданства РФ. Тем не менее, события развиваются непредсказуемо. Правозащитница Валентина Чупик призывает мигрантов не дожидаться, когда их сделают «пушечным мясом», и возвращаться на родину.
Но массовое возвращение мигрантов на родину станет большим испытанием для экономик стран Центральной Азии: граждане этих стран уезжают в Россию на заработки как раз из-за низкооплачиваемой работы или ее отсутствия дома. Готова ли экономика Кыргызстана и его ближайших соседей в Центральной Азии «переварить» миллионы возвращенцев?
Пока неясно, насколько массовым будет возвращение мигрантов, поскольку в России пока не объявляли всеобщий призыв мужчин на военную службу, говорит научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, эксперт по Центральной Азии Темур Умаров. Кроме того, считает он, среди мигрантов нет большого количества людей, получивших российские паспорта.
«Я не уверен, что среди мигрантов, которые получили российское гражданство, есть люди, отслужившие или находящиеся в резерве, — говорит Умаров. — Точной статистики на этот счет у нас нет. Но даже если такие люди есть [а именно эта категория граждан РФ сейчас в первую очередь попадает под мобилизацию – «Клооп»], это не миллионы. Их [в случае возвращения] вполне может переварить экономика и Кыргызстана и Таджикистана».
По словам эксперта, проблема двойного гражданства больше касается выходцев из Таджикистана, среди которых обладателей двух паспортов особенно много. Но и они могут пересекать границу не по российскому, а по национальному паспорту. В таком случае у властей РФ не будет права останавливать их.
В любом случае, полагает Умаров, о миллионах возвращенцев речь не идет. «Точно можно сказать, что вернутся не все. Не стоит ждать миллионов мигрантов, которые поедут обратно в Кыргызстан, и думать о том, как с этим справится экономика, цифры будут меньше. Понятно, что есть люди, которые захотят вернуться и не хотят оказаться в таком положении. Сам факт, что Россия проводит мобилизацию — это тревожный звонок. Те у кого есть российское гражданство, понимают, что рано или поздно могут закрыть границы для мужчин призывного возраста, и поэтому постараются уехать», — отметил он.
Однако, подчеркивает он, рост числа молодых безработных мужчин в странах Центральной Азии чреват политической нестабильностью.
«Ситуация с безработицей в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане и до этого не была стабильной: у нас кризис за кризисом, рабочих мест больше не становится, – рассуждает он. – С каждым годом это будет все более насущной проблемой. А когда в стране много безработных молодых мужчин — это часто приводит к проблемам с протестной активностью, с преступностью и в целом с уровнем насилия. Справятся ли центральноазиатские режимы с таким уровнем дестабилизации, большой вопрос».
Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов считает угрозу массового возвращения трудовых мигрантов на родину надуманной. Он напомнил «Клоопу», что пока граждан Кыргызстана в России не принуждают служить в армии и воевать в Украине.
«Речь идет, насколько известно, о предложениях заключать контракты с Министерством обороны в обмен на обещания каких-либо преференций, вплоть до получения гражданства РФ. С другой стороны, власти Кыргызстана настоятельно советуют соотечественникам не поддаваться на уговоры, что я считаю правильным», — отметил он.
Вице-премьер правительства Кыргызстана по социальным вопросам Эдиль Байсалов, который еще весной выступал за расширение трудовой миграции, теперь говорит, что не боится их возвращения. Родина всех накормит, считает он.
У кыргызстанцев есть только одна родина – «священные горы Ала-Тоо», и других родин, за которые надо проливать кровь, быть не должно, заявил Байсалов журналисту «Клоопа», комментируя российские попытки мобилизовать мигрантов на войну.
«Давайте прекращать разговоры как были раньше — как будто [возвращение всех мигрантов на родину] это самое тяжелое, что может случиться. Мы не боимся этого. Мы не боимся их приезда, как прежние власти, такого у нас нет. Любого кыргызстанца на своей родной земле мы ждем. Как бы мы ни жили, кусок хлеба для каждого у нас найдется. Пусть они вернутся, мы все вместе будем дружно жить. Мы категорически отвергаем постановку вопроса якобы мы не хотим возвращения наших мигрантов», — сказал Байсалов.
Ранее, комментируя путешествие президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Нью-Йорк на роскошном бизнес-джете, Байсалов заявил, что «мы решительно распрощались с синдромом нищеты».
По сообщению сайта Новости Кыргызстана