Стоковые изображения от Depositphotos
Бывший премьер-министр Феликс Кулов 3 сентября на своей странице в Фейсбук заявил, что в Кыргызстане практикуют женское обрезание. По его словам, пост об этом он прочитал в этой соцсети.
Женским обрезанием называют проводимое без медицинских показаний частичное или полное удаление внешних женских гениталий (головки клитора, больших и малых половых губ).
«Клооп» поговорил с врачом Амиром Талиповым, теологом Кадыром Маликовым и правозащитницей Гулшайыр Абдирасуловой об этих операциях.
Талипов отметил, что такие операции калечат женщин на всю жизнь.
«Опасностей тут очень много: операция может привести к кровотечению, которое не остановится, и наступит смерть. Могут заразить женщину различными инфекциями, которые передаются через кровь — это вирусные гепатиты и ВИЧ. Ну и впоследствии после удаления различных частей влагалища — там удаляется либо клитор, либо большие и малые половые губы — все вместе это приводит к инвалидности женщины на всю жизнь, даже если все сделают без последствий с точки зрения хирургического вмешательства […] С психологической точки зрения даже не знаю, как описать это», — рассказал врач, добавив, что проведение таких операций противоречит медицинской этике и уголовно наказуемо.
Теолог Кадыр Маликов в свою очередь отметил, что в исламе нет практики обрезания для женщин.
«В исламе [женское обрезание неприемлемо]. Также в целом запрещается все, что противоречит и вредит с медицинской точки зрения», — подчеркнул теолог.
Абдирасулова же отметила, что женское обрезание в Кыргызстане считается незаконным врачеванием. Она считает, что если такие операции проводят в стране, то Генпрокуратура должна отреагировать на это.
«Такая врачебная деятельность у нас не лицензируется и никак не обучается. Даже если это частная клиника, в которую обратились граждане, там должны были ответить, что это незаконно, и они не будут заниматься такой деятельностью. А если клиника занимается этим, то, значит, должна быть реакция прокуратуры и привлечение к ответственности. Могу сказать еще, что это не называется женское обрезание — это фактически принудительная стерилизация», — сказала правозащитница.
Как и врач Талипов, Абдирасулова подчеркнула, что подобная операция всегда имеет «очень плачевные последствия». Она добавила, что операция никак не связана ни с традиционными, ни с религиозными устоями.
Еще в 1997 ООН выделила четыре типа калечащих операций на женских половых органах. Все они признаны формами насилия. В Минздраве Кыргызстана это также называют калечащими операциями и отмечают, что их не проводят в медучреждениях страны.
По данным ООН за 2020 год, в мире живут около 200 млн девочек и женщин, которые подвергались женскому обрезанию. В организации отмечают, что эта практика главным образом сохранилась в 30 странах Африки и Ближнего Востока, а также в некоторых странах Азии, включая Индию, Индонезию, Ирак и Пакистан, и в некоторых регионах Латинской Америки.
В ООН призывали покончить с практикой женского обрезания к 2030 году. 6 февраля считается Международным днем нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах.
Фото на заглавной иллюстративное: Piron Guillaume / Unsplash.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана