Стоковые изображения от Depositphotos
Экономика США считается одной из самых крупных и быстрорастущих в мире: каждый год Штаты задают тренды на глобальных рынках торговли, а фраза «когда Америка чихает, у всего мира насморк» уже стала известна не понаслышке. По сей день страна занимает лидирующие позиции в мире по производству электроники, автомобилей и самолетов, а также выпускает больше всех промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Tazabek решил оценить сотрудничество Кыргызстана со Штатами, экономика которых на данный момент считается одной из самых крупных в мире: для этого мы пригласили на интервью торгового представителя посольства США в Кыргызстане Дэвида Андерсона. Он приехал в страну недавно, в июне, но уже изучил перспективы двухсторонних отношений и ответил нашему изданию на актуальные вопросы про рост товарооборота и, даже порой острые, – про параллельный импорт и возможное введение санкций против российских компаний на местном рынке.
Читайте в интервью: в чем нуждается американский бизнес в Бишкеке, как привлечь технологичное производство в Кыргызстан, поехать в США и найти партнеров, и о перспективах торгово-экономических отношений двух стран, перспективных секторах и программах обмена опытом.
Цитаты из интервью:
«Современная экономика строится в такой же степени на опыте и воображении, как и на бульдозерах и сельхозтехнике <…> Я надеюсь, что в Кыргызстане это поймут»
«Мы наблюдаем растущий интерес к креативной экономике, к людям, которые создают контент и медиаконтент. Третий по величине или третий по популярности создатель детского контента в мире – D Billions, из Кыргызстана»
«Тот факт, что D Billions добились большого успеха в создании контента, показывает, что музыка глобальна. Вы знаете, и образование носит глобальный характер. И все это можно создавать в Кыргызстане так же легко, как и в Остине, Техасе или Сан-Франциско»
«Существует недостаток знакомства с правовыми и нормативными актами в Кыргызстане, которые меняются довольно часто. Так что просто следить за соблюдением этих правил — это... это... это сложно»
«Американская модель заключается в том, что все в основном находится в руках бизнеса. Мы стараемся облегчить жизнь бизнесу, мы помогаем ему, насколько это в наших силах. Мы хотим, чтобы американский бизнес был успешным на рынках по всему миру <…> C кыргызской стороны, со стороны правительства, я думаю, мы, как вы знаете, просто хотели бы увидеть то же самое»
«Осенью вы увидите много программ по обмену опытом, прежде чем начнутся зимние каникулы»
I. Связи, бизнес и кыргызские диаспоры в США
— Конечно. Есть несколько организаций, через которые бизнесмены из США могут найти и партнеров в Кыргызстане. Среди них самой популярной является AmCham (Американская торговая палата. – Прим). Также в Бишкеке очень популярна бизнес-ассоциация Jia. IBC, Международный деловой совет, пользуется большой известностью. Американо-Кыргызский деловой совет, который объединен с региональной группой, в которую также входят представительства для Узбекистана и Таджикистана. Он содействует приезду американского бизнеса в Кыргызстан. Елена Сон в Соединенных Штатах руководит этой организацией и продвигает кыргызский бизнес для американских компаний. На самом деле, это один из наших лучших партнеров. Они привозят сюда много крупных американских компаний, чтобы изучить рынок, поговорить с правительством о правилах, а также наладить контакты с локальными предприятиями, потому что крупным американским компаниям нужны местные рабочие для оказания услуг, для поставок. И, следовательно, эти два компонента являются частью того, что делает ее организация.
Итак, на кыргызском рынке некоторые из тех, которые я назову, довольно хорошо известны. У вас есть отель Hyatt. Очевидно, что сюда пришли такие франшизы, как KFC и Papa John's. Но они представлены в качестве франшиз. Таким образом, они получают американскую поддержку, но принадлежат местным владельцам бизнеса. Coca-cola работает здесь и это менее очевидно, потому что она представлена в сфере услуг. У вас есть такие вещи, как Microsoft по лицензии, а также много финансовых услуг от таких компаний, как Deloitte, KPMG*, которые занимаются финансовым консалтингом, а затем в горнодобывающем и строительном секторах. У вас представлены John Deere, Caterpillar*, и множество небольших компаний, которые работают с ними по техническому обслуживанию, сервисным контрактам и тому подобному.
*— KPMG — одна из крупнейших в мире сетей, оказывающих профессиональные услуги, и одна из аудиторских компаний «Большой четвёрки» наряду с Deloitte, Ernst & Young и PwC.
*— Крупнейшие в мире производители горнодобывающей и сельскохозяйственной техники.
— Это довольно затруднительно. Рынок меняется из года в год, но это касается и более крупных компаний. Есть, вероятно, около 30, о которых мы знаем, например, о крупных. А затем, когда вы смотрите на малые и средние предприятия, то видите гораздо большее их количество. И так происходит в обоих направлениях, потому что у вас есть много IT-услуг, поступающих из Соединенных Штатов. А затем вы также начинаете видеть больше IT-сервисов из Кыргызстана, которые предоставляют услуги компаниям в США. Итак, из года в год все меняется в обоих направлениях.
— В целом, я бы сказал, что одно из самых больших препятствий – это отсутствие опыта работы в Центральной Азии или в Кыргызстане. У них может быть некоторый опыт работы в Казахстане, но это не всегда приравнивается к одному и тому же. Существует недостаток знакомства с правовыми и нормативными актами в Кыргызстане, которые меняются довольно часто. Так что просто следить за соблюдением этих правил — это... это... это сложно. Я бы не сказал, что это такой уж барьер. У американских компаний здесь хорошие партнеры, которые держат их в курсе событий. Но это одна из вещей, которые следует иметь в виду, открывая здесь бизнес. И потом, я думаю, что есть некоторые проблемы с рынком труда. Занятое население в Кыргызстане не привыкло работать с американским бизнесом, но в последнее время мы наблюдаем много изменений. И с нашей стороны большое внимание уделяется образованию, чтобы подготовить кыргызскую молодежь к построению карьеры для работы не только в американскох компаниях, но и в западных бизнес-моделях в целом.
— Это трудно сказать. Мы не так часто отслеживаем совместные предприятия, но их несколько. Особенно в последнее время мы наблюдаем усиление взаимодействия между американских бизнесом, как вы говорите, кыргызской диаспорой, особенно в Чикаго, Калифорнии и в Нью-Йорке, с кыргызскими компаниями и местными рабочими здесь. Таким образом, мы видим больше совместных предприятий, но у нас нет точных цифр по этому поводу.
— Да. В Чикаго находится самая известная кыргызская диаспора в Соединенных Штатах. И город популярен не только среди кыргызстанцев. Я работал в Молдове до того, как приехал сюда. Есть большая молдавская диаспора, есть большая диаспора из Центральной и Восточной Европы в районе Чикаго. Еще среди них популярен Нью-Йорк. Он всегда будет популярен. Мы понимаем, что многие люди поедут в Нью-Йорк, а затем либо останутся, либо переедут в Чикаго. Мы наблюдаем больше взаимодействия кыргызстанцев с IT в Калифорнии, а также в некоторых частях Техаса, в частности в Остине. Также и люди, имеющие опыт в нефтяной или горнодобывающей промышленности, могут найти работу в Хьюстоне. И потом, в Калифорнии все представлено понемному: развитый IT-сектор, множество ферм и сельского хозяйства, а также горнодобывающая промышленность и малый бизнес. А Чикаго – больше про бизнес. В основном все грузоперевозки, транспорт и логистика США сосредоточены там.
II. Как поехать в США, или почему креативная экономика – это круто
— На самом деле у нас существует большой интерес к нескольким различным секторам. Один из них, о котором я упоминал ранее, услуги для горнодобывающего сектора. Таким образом, важна не обязательно сама добыча полезных ископаемых, но обеспечение логистики, предоставление контрактов на техническое обслуживание оборудования, экспертные и консультационные услуги.
Растет интерес к туризму. Индустрия туризма в Кыргызстане развивается медленно, но развивается. И экотуризм – очень популярен в Соединенных Штатах. Самая большая трудность для американцев — прилететь в Кыргызстан (Отсутствие авиасообщения. — Прим). Это долгое и трудное путешествие. Так что по мере того, как это многие вещи станут проще и доступнее, я думаю, вы увидите все больше и больше приезжающих американцев, а также компаний, заинтересованных в инвестировании в туризм, IT-сектор и креативную индустрию. Последний все еще маленький, но стал намного больше. Он растет очень быстрыми темпами.
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
По сообщению сайта Tazabek