Стоковые изображения от Depositphotos
В 2022 году археологическая экспедиция КарУ имени академика Е.А. Букетова под руководством ведущего научного сотрудника Сарыаркинского института Игоря Кукушкина исследовала крупные археологические объекты Талдинского историко-археологического парка. Эти работы финансируются управлением культуры, архивов и документации области из областного бюджета.
В одном из каменно-земляных курганов, сооружении ритуального назначения, ученые отыскали массивный бронзовый котел сферической формы на трех ножках. Изделие, которое весит около 25 килограмм, найденное недалеко от царских курганов в могильнике Кызылжартас, покрыто плотным черным нагаром, его диаметр – около 40 сантиметров, высота более 30. Оно относится к семиреченскому типу сакской культуры и датируется серединой I тысячелетия до нашей эры (ему 2 500 лет). Внутренняя емкость была заполнена не извлекаемыми железными и бронзовыми изделиями. На данный момент такая находка – единственная в Центральном Казахстане, что обуславливает ее особую значимость для изучения ранних кочевников Сарыарки. Немало отыскали и железных находок – но из-за коррозии над ними еще предстоит дополнительная работа.
— Этот год для нашей команды складывается очень плодотворно: мы исследовали много объектов и курганов в Талдинском парке. Котел мы обнаружили в кургане, который по внешним признакам походил на сооружение поздней бронзы: крупные камни кольцом – но в центре не было погребения, — поделился Игорь Кукушкин. – По своим морфологическим признакам котел аналогичен котлам семиреченского типа: подобные изделия обычно находят именно в Семиречье. У него по краям петли, внизу – три коленчатые ножки. Котел медный, он очень сильно закопчен: в нем готовили еду – возможно, для поминальных обедов или собраний. Нередко в таких котлах можно найти какие-либо остатки костей.
Карагандинские исследователи выявили любопытную закономерность: такие вещи находят недалеко от сакских царских курганов – допустим, если близ кургана устраивалось какое-то мероприятие, но не всегда это могли быть именно поминальные встречи.
— В этом котле, в то же время, мы нашли нехарактерные для его содержания предметы: конскую сбрую из различных ременных распределителей – видимо, удил, псалиев. Эти вещи из котла ранее не извлекались. Поэтому, прежде чем презентовать находки, для комплексных реставрационно-консервационных работ мы подключили специалиста с богатым опытом работы – Крыма Алтынбекова, — продолжил Игорь Кукушкин. – Он – известный новатор в сфере возрождения разрушенных временем шедевров древних цивилизаций, автор нескольких запатентованных методов сохранения мирового культурного наследия и активный участник международных научных конференций, археологических экспедиций в Казахстане, России, Франции, Монголии и других странах. Уже после реставрации мы смогли извлечь содержимое из котла, проверить находки рентгеном – но это только начальная стадия анализа находок.
Помимо котла, самыми интересными находками стали бронзовые зооморфные изображения – бляшки с завихрениями, изображения лошади и мифических существ – в данном случае тигрогрифона с оскаленной пастью. На них – распределительные отверстия, которые позволяли, пояснил Игорь Алексеевич, надевать бляшки на ремни, уздечный набор или сбрую: это играло и охранно-магическую, тотемную роль, и идентифицировало всадника как принадлежащего к роду. Ученые предполагают, что остатки железа, которые они тоже нашли в экспедиции, представляли собой лошадиную маску – они были в ходу и имели очень разный внешний вид.
— Что касается производства котла – мы думаем, что они изготавливались по восковой модели – то есть, сначала создавали шаблон, который покрывали воском или жиром, потом глиной. Жир или воск вытапливали, и в образовавшиеся пустоты вливали расплавленный металл, — продолжил Игорь Кукушкин.
Сейчас для уточнения хронологической позиции памятника необходимо провести его радиоуглеродное датирование. В качестве образцов послужат нагар с котла и сопутствующий остеологический материал животных – то есть, весь котел на анализ не отправят, а материала понадобятся считанные граммы.
— Такую вещь мы встретили впервые, и самим очень интересно узнать, сколько ей лет, поскольку никак не ожидали найти их в экспедиции. Однако это займет время: лаборатории, с которыми мы сотрудничаем, находятся за рубежом. Мы сотрудничаем с коллегами из Польши, Литвы, Ирландии, Румынии, Венгрии – у них есть нужная аппаратура и большой опыт. Сам процесс может занять около 3-4 месяцев. В первую очередь определим датировку, а после узнаем и другие детали находок.
В Талдинском археологическом парке тем временем продолжается благоустройство: там устанавливаются юрты и павильоны, реставрируются объекты, а экспедиция Игоря Кукушкина в этом сезоне еще продолжит свои исследования.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz