Стоковые изображения от Depositphotos
Фото: Руслан Пряников
Председатель Национального банка Галымжан Пирматов рассказал о причинах и факторах, повлиявших на повышение базовой ставки, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Нацбанка.
«Текущее решение принято на основе результатов прогнозного раунда, проведенного в мае-июне текущего года. Наши прогнозы по инфляции повысились и формируются на уровне 13-15% к концу года. Также следует учитывать, что с марта 2022 года инфляция в Казахстане ускорилась на фоне обострения геополитической ситуации и возросшего давления на финансовый рынок Казахстана. Усугубление проблем глобальных цепочек поставок из-за введенных против РФ санкций приводит к удорожанию стоимости производства в мире. При принятии решения мы учитываем все эти факторы», — сказал он.
Как добавил Галымжан Пирматов, с учетом прогноза и замедления инфляции на среднесрочном периоде НБРК сохранил базовую ставку на уровне 14%.
«Прогнозируем, что базовая ставка в сочетании с контрциклической бюджетной политикой и ослаблением внешнего инфляционного давления обусловит замедление инфляции до 7,5-9,5% в 2023 году», — сказал он.
Глава Нацбанка добавил, что некоторые эксперты сравнивают базовые ставки центральных банков Казахстана и России. Банк России после более двукратного повышения ключевой ставки с 9,5% до 20% в феврале 2022 года снизил ее до 9,5% с учетом происходящих дефляционных процессов из-за падения экономики.
«Также, несколько недель подряд в России наблюдается дефляция. Сезонно скорректированная инфляция в последнее время у них значительно ниже цели, что и позволяет снижать ставку. В отличие от предпосылок в России, в Казахстане не ожидается рецессия. Напротив, ожидается дальнейшее нарастание инфляционного давления на фоне дополнительных фискальных стимулов в условиях положительных темпов деловой активности, спроса и экономики в целом. В этой связи сравнение базовых ставок в России и Казахстане является некорректным», — пояснил глава Нацбанка.
Национальный Банк проводит денежно-кредитную политику в режиме инфляционного таргетирования, и не ставит задачу непременного достижения цели по инфляции в краткосрочный период.
«Надо понимать, что в макроэкономике решения не дают сиюминутного результата. Текущее решение Национального Банка призвано достичь цели по инфляции не сейчас, а в среднесрочной перспективе. Нацбанк принимает все необходимые меры для сокращения разрыва между прогнозируемой инфляцией и среднесрочными целевыми ориентирами. В этом и заключается суть инфляционного таргетирования. Пока мы не видим возможностей для снижения ставки. Ставка будет снижаться в случае снижения уровня инфляции в соответствии с таргетируемым диапазоном в конце 2023 года», — подчеркнул он.
Галымжан Пирматов добавил, что вопросы кредитования экономики находятся в компетенции Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.
«Национальный банк приступил к циклу ужесточения ДКП с июля 2021 года. Если смотреть на выдачу новых кредитов, то их потоки, особенно бизнесу, внушительные. Это стимулирует деловую активность в экономике. К примеру, за прошлый год выдача новых кредитов бизнесу выросла на 20,3% до 11,1 трлн тенге. Общий объем кредитов экономике вырос на 24,8%, до 19,5 трлн тенге. То есть кредитование не уменьшилось. Наша общая цель — повысить качество, а не количество выдаваемых кредитов. Напомним, что около двух десятков лет назад экономика страны стремительно росла, а кредитование населения ускорилось. Но это не привело к качественным результатам», — сказал он.
Национальный банк, как пояснил Галымжан Пирматов, принимая решение по базовой ставке, выбрал более гибкий сценарий по снижению инфляции с учетом баланса между борьбой с инфляцией и ростом экономики.
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz