Стоковые изображения от Depositphotos
О новом образовательном проекте для онкопациентов, рассказывает онкопсихолог международного онкологического центра томотерапии UMIT Айгерим Андижановна Кенесова.
Рак страшен и, к сожалению, это заболевание – не редкость. Несмотря на все передовые медицинские знания и методы лечения раковых заболеваний, человеческий фактор играет большую роль в успешном исходе борьбы с раком. Такое направление как онкопсихология изучает психологические, социальные, поведенческие и этические аспекты рака. Онкопсихология рассматривает два основных психологических аспекта рака:
В международном онкологическом центре томотерапии UMIT специально подготовленный психолог Айгерим Андижановна Кенесова практикует онкопсихологию с пациентами во время подготовки к лечению, во время самого лечения, а также после него, в период реабилитации. Айгерим Андижановна рассказала сотрудникам сервиса по бесплатному поиску врачей Topdoc.me о том, насколько важна такая психологическая работа.
– Айгерим Андижановна, как появилось направление онкопсихологии?
– Онкопсихология возникла в 1970-х годах. Основатель направления – американский врач-психиатр Джимми Холланд, она первой открыла отделение психиатрии в онкологической клинике. Холланд считала, что пациент, проходящий лечение от рака, должен получать отдельный вид поддержки – психологической. Одно только сообщение, что человек болен онкологией, приводит его в стрессовое состояние. Кроме того, нужно работать с родственниками пациента, чтобы в семье была соответствующая атмосфера. Бывает, что сам пациент нормально относиться к своей болезни, а родственники боятся эту болезнь. А это напрямую влияет на весь процесс лечения. Поэтому в обязательном порядке мы консультируем как самого пациента, так и всех близких родственников. Поддерживаем от момента, когда поставлен диагноз, во время лечения, до и после операции, и до периода реабилитации.
– Не все онкобольные, наверное, знают от таком виде психологической помощи. Как обстоит дело с психологической помощью у нас в стране?
– Психологическая помощь онкобольным у нас в стране налажена. Мы в центре томотерапии UMIT предоставляем всю информацию о заболевании, готовим пациента к лечению, объясняем, что ему ожидать от лечения, какие могут быть минусы. В сам процесс лечения мы не вмешиваемся.
– Почему онкологические пациенты нуждаются в такой подготовке?
– Когда человек заболевает, значит организм сам подает сигналы человеку о том, что нужно остановиться и задуматься, что идёт не так. Пришло время позаботиться о себе, о своём здоровье, пройти лечение. Конечно, с медицинской точки зрения есть причины, приводящие к появлению раковой опухоли. Но есть и «невидимые» психологические причины. Когда человек много работает, не заботится о своём здоровье, неправильно питается, организм реагирует на это, можно сказать, что организм протестует против этого. Я это объясняю пациентам так: это как тяжесть, которая годами копится в организме, это наши страхи, переживания, стрессы, обиды. Представьте, что вам нужно таскать тяжелое кресло весь день – и дома, и на улице, и на работе. Вы очень устанете, и со временем наступит истощение. С внутренними органами происходит то же самое: они устают, и развивается болезнь.
– Почему онкобольные прибегают к нетрадиционным методам лечения?
– У нас мало доступной информации об онкологии, об успешных исходах лечения. За последние годы онкология достигла больших результатов. Проводятся сложные операции, много новшеств внедрено в лечение разных видов рака. Мы всегда рассказываем пациентам об успешных случаях выздоровления после лечения, стараемся донести, что есть путь к выздоровлению и этот путь надо пройти.
– Не каждый пациент может сразу поверить в свой диагноз ракового заболевания. Что происходит психологически с человеком, пока он не примет свою болезнь?
— Пациент проходит пять стадий. Первая стадия – это отрицание или шок. Когда человек впервые слышит свой диагноз, ему сложно поверить в это. На этой стадии обычно пациент ходит по многим врачам, перепроверяет свой диагноз. Также в этот период пациенты могут прибегать к «народным» средствам.
После этого приходит гнев: почему я заболел, почему сейчас, этого не было в моих планах, как это могло произойти со мной? Это может выражаться в агрессии, направленной на общество, на врачей, на родственников.
Третья стадия – это стадия торга. Пациент торгуется с врачом: если я пройду лечение – оно мне поможет? Обычно на этой стадии люди соглашаются на лечение и начинают лечиться.
Лечение раковых заболеваний длится долго, до года. И в этот период у пациента может наступить следующая стадия – депрессии и разочарования. Здесь очень важна поддержка окружающих.
Затем, если пациент преодолевает депрессию, то наступает наиболее рациональный этап – стадия принятия. Пациент принимает свою болезнь и направляет все усилия, чтобы жить нормально.
Тут нужно отметить, что все зависит от того, на какой стадии был обнаружен рак. При опухоли 1 и 2 стадии пациент проходит процесс лечения, переживая фазу отрицания и фазу гнева, и затем выходит на ремиссию.
А при раке 3 и 4 стадии, когда лечение занимает больше времени, пациент проходит все пять стадий переживаний. И иногда из-за длительности лечения пациент может застрять на стадии депрессии. И здесь важна поддержка окружающих и родных. Чтобы пациент нашел мотивацию двигаться дальше, пройти лечение ради них.
Задача онкопсихологов – помочь пациенту не застрять на этих стадиях, вместе пройти через всё – от отрицания до принятия болезни. Достигнув стадии принятия, человек уже способен направить все свои усилия, чтобы прожить жизнь качественно.
– Как онкопсихологи работают с детьми?
– К детям подход, конечно, другой. Здесь усилия психолога должны быть направлены на работу с родителями и родственниками, чтобы они помогли ребенку пройти все лечение. Матери отводится особая роль, мама в первую очередь должна принять болезнь ребенка. Потому что именно у мам бывает отрицание, им сложно пройти через это.
Ребенку с онкологическим заболеванием сложно даётся то, что он вынужден оставить школу, прервать общение с друзьями. Хорошо, что в современных онкобольницах для детей создаются условия, чтобы они продолжали учебу во время лечения.
Если взять другую ситуацию, когда женщина заболела онкологией и у нее есть дети, надо провести психологическую работу с детьми, подготовить их к тому, что жизнь в их семье изменится, что мама будет часто ездить в больницу, плохо себя чувствовать, что она не сможет уделять им внимание как прежде. Если не сказать ребенку правду о болезни матери и не подготовить его, у него могут развиться переживания, страхи, тревоги.
– Какая работа проводится с членами семьи онкобольного? Иногда родственники замалчивают болезнь, скрывают, не говорят правду пациенту…
– Я убежденный сторонник того, что пациент должен знать правду о своей болезни и сам принимать решения относительно лечения. Бывает так, что у кого-то из родителей обнаруживают раковое заболевание, а дети скрывают правду от него, мотивируя это тем, что они оберегают его. Но когда человек всё-таки узнаёт правду, то он может испытывать чувство, как будто родные дети предали его, скрыв правду. Это может усугубить и без того стрессовую ситуацию.
Онкологический пациент должен сам принимать решение относительно того, проходить ему химиотерапию или нет, идти на операцию или нет. Реабилитация после операции или химиотерапии очень сложная и длительная, и у пациента должна быть достаточная мотивация сделать это и четкое понимание, почему это нужно сделать. Если не будет понимания важности, например, раннего вставания и хождения после операции, то сколько бы дети не просили родителя делать это, будет бесполезно.
Или, например, такая ситуация. Муж болен онкологией и все заботы по соблюдению лечения перекладывает на жену. Она изучает всё про болезнь, диагностику и лечение. Мы настойчиво объясняем, что жена не должна это делать – болеет не она, а муж. Что пациент сам должен знать названия своих лекарств, когда и как их пить, когда и как проходить процедуры. Жизнь жены – это ее жизнь. И это очень важно: болезнь супруга не значит, что и его супруг или близкие родственники должны полностью вовлекаться в этот процесс. Они должны оказывать поддержку, несомненно, но при этом они должны продолжать жить своей жизнью, иметь свои интересы.
Родным и близким онкобольного важно понимать, что онкология – это не навсегда, от ракового заболевания можно вылечиться, не стоит с головой вовлекаться в эту болезнь, окружать пациента гиперопекой. Онкопациенты зачастую способны продолжать свой обычный образ жизни, это не лежачие пациенты, они могут ухаживать за собой, некоторые продолжают работать, сохраняют свои интересы и увлечения. И гиперопека со стороны родных порой может мешать им.
Очень часто приходиться объяснять родственникам о том, как важно часто беседовать с больным. Вспоминать о хороших событиях, приглашать его друзей, поднять настроение позитивным настроем. Нельзя проявлять жалость.
– Как помочь онкобольным найти мотивацию?
– Я всегда говорю онкологическим пациентам – есть препарат или метод лечения, которые помогут, воспользуйтесь этим шансом, пройдите лечение, выберите жизнь, а не болезнь, давайте бороться вместе.
У некоторых людей всё еще остаются старые представления о лечении онкологии, когда не было многообразия лекарственных средств и методов лечения рака и прогнозы были неблагоприятные. Они уверены, что обречены. Но сейчас много новых технологий, новых препаратов, есть пациенты, которые периодически проходят курсы лечения и продолжают работать, планировать жизнь, стараются сохранить социальную активность.
Мы, онкопсихологи, применяем такие методы, как арт-терапия – они помогают снять страхи, успокоиться. Когда у человека бессонница, я рекомендую порисовать. С рисунками уходит беспокойство и тревожность. Также мы применяем метафорические карты, благодаря которым пациент на подсознательном уровне прорабатывает свои тревоги. То есть мы применяем психологические методики, которые позволяют проработать внутренние страхи и тревоги, вывести их наружу.
Основные методики из классической психологии на онкобольных не используются. Потому что мы стараемся на затрагивать прошлое пациента. Анализ каких-то старых проблем может усугубить и так нелегкое положение пациента. У нас цель – работать только с проблемами в настоящем времени, чтобы лечение от онкозаболевания прошло максимально успешно.
– С врачами-онкологами также проводится психологическая работа?
– Мы проводим психологические тренинги, семинары для врачей-онкологов. Врачи тоже люди, они эмоционально вовлекаются в процесс, переживают за больных. Здесь главный момент в том, что врачам нужно не вовлекаться в эмоциональные переживания, а точно понимать, что происходит с пациентом в данный момент, что он от вас хочет. Если онкопациент злится и кричит на вас, то надо понимать, что он проходит стадию отрицания и гнева. В такой ситуации врачу нужно просто выслушать пациента, не отвечать раздражением.
– Расскажите о новом образовательном проекте в центре UMIT…
– В международном онкологическом центре томотерапии UMIT мы планируем создать информационно-образовательный проект с участием ведущих онкологов, онкопсихологов, диетологов, нутрициологов и юристов. Как я уже говорила, информации по всем вопросам касательно онкологии недостаточно: какие виды лечения существуют, куда обращаться, с чего начинать лечение, какие права есть у онкобольного – зачастую пациенты не знают, что, например, их не имеют права увольнять с работы. Мы постараемся охватить все эти темы.
Формат работы будет онлайн и офлайн, также запустим YouTube-канал и Telegram-бот с охватом по всему Казахстану. Снимем обучающие видеоролики, например, о том, что делать при пролежнях или как менять калоприемники в домашних условиях, как восстанавливаться после операции. Будем проводить прямые эфиры с врачами. Планируем проводить семинары, тренинги, круглые столы с участием онкологов, юристов, психологов, будем проводить беседы на острые темы. На них смогут приходить онкопациенты и их родственники.
Все пациенты, приходящие в наш центр UMIT, уведомляются о том, что у нас будет действовать такая школа. Мы будем предлагать им подписки на Тelegram-канал и на YouTube-канал. Также они будут иметь возможность посещать офлайн-семинары на разные темы с участием не только наших докторов, но и лучших врачей со всего Казахстана.
В нашем образовательном центре мы ставим следующие цели и задачи:
Врачи международного онкологического центра томотерапии UMIT лечат онкологических больных с помощью одной из самых передовых систем облучения в мире.
Томотерапия – это новейшая форма лучевой терапии, при которой излучение послойно доставляется к опухоли под визуальным контролем в 360°. Это обеспечивает уникальную гибкость плана лечения и сводит к минимуму лучевую нагрузку на здоровые ткани. Система томотерапии может эффективно лечить большие опухоли или множественные опухоли в разных частях тела за один сеанс лечения.
В 2021 году международный онкологический центр томотерапии UMIT прошёл международную аккредитацию Joint Commission International (JCI), признанного мирового лидера в области аккредитации здравоохранения.
Фото: topdoc.me
По сообщению сайта Arna Press