Стоковые изображения от Depositphotos
В Казахстане 5 июня прошел референдум по внесению изменений в Конституцию. Поправки инициировал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
По информации Центральной избирательной комиссии Казахстана, явка на референдуме составила 68% или более 7,9 млн человек. Внесение 56 поправок в 33 статьи Конституции поддержали 77% или более 6,1 млн голосовавших, а 18% выступили против.
После референдума 6 июня с обращением к народу выступил Токаев. Он заявил, что голосование было проведено «в полном соответствии с демократическими требованиями» и «не было никакого принуждения». Однако независимые наблюдатели заявляли о нарушениях во время голосования на участках, а некоторые политологи говорили о применении властями административного ресурса для обеспечения явки.
«Наша страна вступила в новый этап развития […] Результат референдума стал наглядным символом политического обновления […]
Конституционные поправки кардинально преобразуют основы нашей государственности и придадут новый импульс развитию всего общества», — сказал Токаев в своем обращении.
Токаев в своей речи отметил, что изменения в Конституцию — «это не конечная стадия, а только начало реформ». Ранее власти Казахстана говорили, что поправки в Основной закон направлены на переход от «суперпрезидентской» формы правления к президентской республике с сильным парламентом.
Кроме того, изменения запрещают президенту состоять в политической партии, а его родственники не могут занимать руководящие посты в государственных структурах. Также поправки предполагают создание Конституционного суда, снижение регистрационного порога для участвующих в выборах партий с 20 тысяч подписей до 5 тысяч, полный запрет смертной казни (ранее это не было прописано в Основном законе) и другие изменения.
С полным списком поправок можете ознакомиться по ссылке.
Однако эксперты, правозащитники и активисты говорят, что изменения «поверхностные» и носят «косметический характер».
«Под громкими заявлениями президента не было соответствующего политического содержания, которые в корне бы меняли авторитарную систему, построенную [Нурсултаном] Назарбаевым», — писал в своей колонке для Власть.kz политолог Димаш Альжанов.
По мнению политолога Досыма Сатпаева, после внесения поправок «Конституция останется по сути назарбаевской».
«Ключевая задача, которая стояла перед Токаевым, заключалась в том, что нужно убрать назарбаевскую систему, суперпрезидентство, вернуть систему сдержек и противовесов, которую Назарбаев уничтожал с 1995 года. Но эти поправки [2022 года] не возвращают систему сдержек и противовесов. Суть этих поправок состоит в том, чтобы сохранить за президентом ключевые рычаги управления», — отметил он.
В начале января этого года в Казахстане начались мирные акции протеста против повышения цен на газ, которые позже переросли в массовые беспорядки. Во время беспорядков погибли по меньшей мере 238 человек. Для подавления беспорядков Токаев тогда отдал приказ силовым структурам стрелять в митингующих без предупреждения на поражение.
Также он заявлял об участии в беспорядках международных террористов, но доказательств этого власти Казахстана до сих пор не предоставили. В стране ведется следствие по факту массовых беспорядков.
По мнению директора Казахстанского бюро по правам человека Евгения Жовтиса, январские протесты «ослабили роль и влияние» первого президента страны Нурсултана Назарбаева и «позволили Токаеву перейти к единовластию».
«Убрать два центра силы и влияния, и оставить один. А сейчас через референдум это юридически фиксируется», — отметил он.
Поправки в Конституцию лишают Назарбаева большинства личных привилегий и статуса елбасы (лидера нации). Сам Назарбаев также проголосовал на референдуме, а до голосования говорил, что поддерживает поправки в Основной закон.
После январских событий ряд родственников Назарбаев и приближенные к нему лица были уволены с государственных постов, потеряли свое влияние, а некоторых даже арестовали.
Одним из таких арестов стало задержание племянника первого президента Казахстана Кайрата Сатыбалды. 13 марта его задержали по обвинению в хищениях и злоупотреблении служебным положением.
6 июня в компании QazaqGaz, которой руководил муж дочери Назарбаева Дариги — Кайрат Шарипбаев, выявили финансовые нарушения на $2,2 млрд. Шарипбаев руководил компанией с 2014 по 2022 год. Он покинул свой пост руководителя QazaqGaz после январских событий.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана