Стоковые изображения от Depositphotos
Нападающий «Барыса» и сборной Словакии Томаш Юрчо в интервью KHL.ru рассказал о переходе в КХЛ, Павле Дацюке, известности на YouTube, необходимой паузе в карьере и ожиданиях от Олимпиады в Пекине, передает Sports.kz.
В начале ноября «Барыс» усилился словацким форвардом Томашем Юрчо, который решился на кардинальные перемены в своей карьере после многих лет выступлений в Северной Америке. Под руководством Юрия Михайлиса Юрчо провел 17 матчей и набрал 11 (3+8 очков). Томаш стал единственным игроком «Барыса», который сыграет на Олимпийских играх. Прямо он сейчас находится в расположении сборной, с которой совсем скоро вылетит в Пекин.
— Прошло почти три месяца, как вы перешли в КХЛ, как можете оценить эти месяцы?
— Все идет хорошо, мне нравится, в какой хоккей играют в КХЛ: больше игры с шайбой, не так много игры в тело. А мне нравится быть с шайбой, создавать голевые моменты, действовать нестандартно, используя свои способности и мастерство. Да, к чему-то по-прежнему адаптируюсь, все-таки всю свою карьеру прежде играл в североамериканский хоккей, но мне нравятся эти перемены.
— Долго ли думали и что поспособствовало решению коренным образом изменить свою карьеру?
— Думаю, началось то время, когда я перестал получать удовольствие от хоккея в Северной Америке. Меня не устраивали те возможности, которые были доступны, как меня использовали в игре. Поэтому подумал и решил, что этого достаточно, надо что-то кардинально менять и пробовать новое. Мне хочется не просто зарабатывать деньги, играя в хоккей, а прежде всего, получать удовольствие от того, как я играю, чувствовать, что я нужен команде, играть больше и более важную роль. Здесь, в «Барысе» я получил то, что нужно. И знаете, мне вновь нравится играть!
— Как близкие отнеслись к вашему решению?
— Они очень рады за меня и поддерживают любое мое решение, к тому же теперь я гораздо ближе к ним, всего в паре часов полета на самолете. Да, они удивились, в частности, моя девушка, которая жила со мной в Северной Америке семь лет, где ей нравилось, и она привыкла к жизни там. Пока, к сожалению, ей не удалось прилететь ко мне в Казахстан из-за ограничений, связанных с коронавирусом, но, надеюсь, все получится. Все мои близкие рады, как сейчас у меня хорошо идут дела на новом месте, для них это самое важное. К тому же, теперь им гораздо удобнее смотреть мои игры, не такая большая разница во времени и не нужно вставать слишком рано или ложиться спать очень поздно, все в плюсе.
— Что вы знали о «Барысе» и Казахстане до перехода?
— Честно говоря, не очень много, только то, что говорили о команде и стране хоккеисты, которые здесь играли, и не только о «Барысе», а в целом о лиге. Все мне сказали о Нур-Султане, что это хороший современный город с классной ареной и условиями для команды. Перед переходом в КХЛ говорил и расспрашивал Яна Муршака, который провёл здесь около пяти лет, и с которым мы вместе играли за «Детройт». Я интересовался его мнением о командах, игроках, стиле хоккея. Пару раз списывался с Юлиусом Гудачеком и спрашивал, на какие клубы он порекомендует обратить внимание.
— Перерыв между последним матчем в Северной Америке и первым за «Барыс» получился довольно длительным. Почему?
— Просто не хотел играть и решил взять небольшую паузу, перезагрузить голову, все переосмыслить и немного отключиться от хоккея, чувствовал, что это мне это необходимо. Поэтому проводил время дома с семьей, с собакой. Прочистил мозги от ненужных мыслей, считаю, что это было одним из моих лучших решений. Когда вернулся в хоккей и перешел в «Барыс», чувствовал себя замечательно и легко, вновь ощутил голод по хоккею, вновь хотелось выходить и грызть лед, а у меня давно этого не было. Поэтому рад, что это ощущение вернулось. Иногда нужно немного остановиться и перевести дух, чтобы бежать дальше. Но, говоря, что взял паузу, не значит, что я просто лежал и ничего не делал. Я поддерживал себя в форме, а последние два месяца перед переходом в КХЛ очень много тренировался. Поэтому, когда начал играть за «Барыс», потребовалось матчей десять, чтобы вернуться в форму и чувствовать себя хорошо и уверенно на льду, хотя с самой первой игры каких-то проблем с физикой и выносливостью не чувствовал.
— На вашем счету уже 17 матчей за «Барыс», каким из них довольны больше всего?
— Скажу так, я старался не задумываться о том, против кого мы играем и как действует соперник, всегда думаю о себе и игре своей команды. Но один матчей запомнился очень хорошо — против «Металлурга» в Магнитогорске. Тогда получилось, как в кино: мы долго не могли вылететь из-за погодных условий, в итоге прилетели за полтора часа до начала игры, считай, с трапа сразу на лед. Форма с последней тренировки еще не успела просохнуть, что не очень приятно, а играть предстояло против одной из сильнейших команд Лиги. И мы всё равно победили, несмотря на все сложности и препятствия. Это было реально круто!
— Много разговоров было по поводу эпизода, когда вы толкнули линейного арбитра, но, судя по вашей личной статистике, вы не из тех, кто получает много штрафа.
— Когда я сам пересматривал момент, кажется, будто я специально сыграл клюшкой против судьи, но у меня не было такого намерения. Все произошло быстро, был острый момент, на котором я сконцентрировался, а потеряв шайбу и развернувшись, не сразу понял, что передо мной арбитр, а не соперник, так иногда бывает, что в голове все смешивается, заклинивает, но ответственности с себя не снимаю. В будущем буду еще внимательнее, после игры я тогда поинтересовался, все ли хорошо с судьей, и не нанес ли я ему травму.
— После Олимпиады у «Барыса» будет ряд важных игр, где решится, останется ли команда в плей-офф. Что следует учесть и как действовать в таких матчах, чтобы все получилось?
— Знаете, если мы продолжим играть так, как в последних четырех матчах, дважды обыграв одного из лидеров на Востоке, то все будет хорошо и нам удастся не только сохранить место в восьмерке, но и хорошо показать себя в плей-офф. И, естественно, как и всегда, перед плей-офф нам нужно улучшить командную игру в защите, потому что в нападении у нас в целом все в порядке.
— Как проводите свободное время в Казахстане?
— Ничего особенного: отдыхаю, гуляю по городу, выходим с ребятами куда-нибудь в ресторан или посмотреть фильм в кинотеатре, играю в видеоигры.
— В своих прошлых интервью вы говорили, что не любите играть на приставке, а предпочитаете компьютер, мнение не изменилось?
— Нет, по-прежнему люблю играть на ПК, мне так удобнее и привычнее, у меня хороший игровой ноутбук. Правда, теперь я не играю в NHL, а предпочитаю шутеры, например Counter-Strike и Wolfenstein .
— Вы по-прежнему придирчивы к еде?
— Да, но уже не так, когда был моложе и только переехал в Северную Америку, тогда мне было гораздо сложнее. Сейчас могу есть больше новой, незнакомой еды, нахожу 5-7 блюд, которые мне нравятся и ем их, пока не вернусь домой в Словакию. Но мне повезло, что и моя девушка, и мама очень хорошо готовят, поэтому, когда они рядом, всегда хорошо ем.
— Вы рассказывали, что когда только уехали играть за океан, Станислав Галиев был вашим первым знакомым, кто сам вас нашел и добавил Facebook. В сдружились и проводили вместе много времени. Сейчас поддерживаете связь?
— Да, мы иногда переписываемся в мессенджерах. Возможно, он не знал, что я тоже теперь в КХЛ, поэтому, когда я запостил историю в Instagram, он ответил. А потом мы уже сыграли против друг друга, когда «Динамо» приезжало в Нур-Султан в начале декабря, поговорили после матча. Было очень приятно его увидеть, удивительно, как порой все складывается в хоккее. Мы хорошо общались, когда играли за «Сент-Джонс», нас связывает много веселых воспоминаний и событий, о которых в интервью не расскажешь.
— Когда вы перешли в «Детройт», одной из главных звезд команды был Павел Дацюк, что помните об этом времени?
— Это один из лучших хоккеистов, жаль, что не удалось поиграть с ним в команде, когда он был моложе, хотя даже становясь старше, он всегда оставался в топе. Поэтому даже не могу представить, на каком запредельно крутом уровне он играл на пике формы. С Павлом мы общались редко, но это потому, что он спокойный, тихий человек, к тому же не особо хорошо говорил по-английски, но пару советов от него я все же получил. А когда забросил свой первый гол в НХЛ, Павел лично меня поздравил, такое дорогого стоит. Поэтому, когда он решил уйти, представляю, как был расстроен каждый из болельщиков «Крыльев». Павел там настоящая икона и всеобщий любимец.
— Вы знали, что в КХЛ вас задрафтовала команда из родного города Павла Дацюка?
— Серьезно? Впервые об этом узнаю, это здорово. Но из «Автомобилиста» со мной никогда не выходили на связь, поэтому даже то, что я ими задрафтован, узнал из интернета.
— Вы провели 12 лет в Северной Америке, какие самые яркие воспоминания об этом времени у вас остались в памяти?
— Естественно, это дебют в НХЛ и первая шайба, сам драфт, талантливые хоккеисты, с которыми довелось поиграть: Дацюк, Зеттерберг, Тэйвз, Кейн, Макдэвид, Драйзайтль, Пьетранджело — видеть, как они играют, тренируются, быть с ними в одной команде и перенимать опыт — бесценно.
— Вы обрели популярность благодаря вашим роликам на YouTube, где вы выполняете различные трюки с шайбой и клюшкой, продолжаете это делать?
— Уже давно ничего подобного не делал, а видео на YouTube я не снимал специально, что-то готовя, просто поупражнялся с клюшкой и шайбой минут 20. Но, когда я был гораздо моложе, мне очень нравилось все это делать и придумывать, причем делал это ежедневно, когда приходил домой со школы или тренировок. Не успев прийти с занятий, бросал все, брал клюшку, и меня было не оторвать. Думаю, если сейчас к этому возвращаться, то потребуется немного времени, но у меня его сейчас не так много, появились другие дела.
— А ваш известный буллит с разворотом на 360 градусов долго отрабатывали?
— Не особенно долго, сам его придумал и, может, пару раз на тренировках сделал, один раз попытался в игре, а потом представился шанс показать его болельщикам. Но такие фишки и выходят в основном на тренировках, матчах звезд. В игре же совсем на другом концентрируешься, там не до выкрутасов. Но в целом мне такие трюки помогали улучшить владение шайбой и ее контроль во время матча, концентрацию, ловкость, координацию.
— Вы единственный хоккеист в семье?
— Нет, хоккей в нашей семье начался с моей сестры, которая обожала его и всегда хотела играть. Поэтому, когда ей было лет девять, мы пришли в ледовый дворец, чтобы она записалась на тренировки. Но тогда в нашем родном городе Кошице не было женской команды, и тренер не мог ее взять, но заметив меня, сказал: «Если этот парень хочет, то может приходить, тренировка завтра утром». Поэтому решили попробовать, родители купили мне недорогую экипировку, и я пришел на тренировку. Вот так, благодаря сестре, я оказался в хоккее. А спустя два года она тоже начала тренироваться и играть, правда, в другом городе, который расположен недалеко от нашего. И это не было для нее просто хобби, она серьезно занималась, сделала хорошую карьеру, становясь лучшей хоккеисткой женского чемпионата Словакии и даже сыграла на Олимпийских играх. Буквально в прошлом сезоне она решила завершить карьеру, так как играя в женский хоккей ты не получаешь денег, это больше как хобби.
— Кто в итоге дома был за тренера, который любил обсуждать вашу игру и давать советы — родители или сестра?
— Родители всегда нас обоих очень поддерживали и никогда ничего плохого не сказали, не ругали за плохие игры. Мы были небогатой семьей, но родители сделали все, чтобы мы оба занимались хоккеем, и у нас все имелось для этого. Когда мы были младше, то в основном я учился чему-то у сестры, потому что она старше меня на пять лет, но когда мне было лет 14-15 — уже она училась чему-то у меня. Иногда обсуждали наши матчи, но в целом женский и мужской хоккей отличаются, хотя и общего довольно много.
— А дома играли друг против друга?
— Скорее, выходили на улицу и играли вместе с друзьями. Правда я был тогда очень маленький, и меня не хотели брать в игру, но сестра оказалась моим сильным лобби, и говорила, что не притронется к клюшке, если меня не возьмут.
— Ближайшая Олимпиада для вас не первая в карьере, что осталось в памяти о Сочи?
— Было здорово, много впечатлений, для меня это была и первая Олимпиада, и первый опыт выступления за взрослую сборную Словакии. Мне тогда было 21 или 22 года, шел мой первый сезон в НХЛ. Да, в самих матчах мы сыграли не очень хорошо, довольно быстро вылетели, но вся атмосфера, церемония открытия — это незабываемо.
— Как сейчас сборная Словакии готовится к играм, какие меры предпринимаются, чтобы никто из игроков не заразился коронавирусом?
— Сейчас мы несколько дней находимся на изоляции, делаем тесты, а на днях приступим к тренировкам, потом полетим, надеюсь, на частном самолете в Китай. Много строгих правил и ограничений, которые все усложняют. Сейчас все стараются беречься, лишний раз никуда не ходить, потому что ты точно не можешь знать, где можешь заразиться, и в итоге по неосторожности подвести и себя, и страну.
— Как в Словакии отнеслись к тому, что игроки НХЛ не примут участие?
— По нашей сборной это не особо ударило, потому что не так много словацких хоккеистов играют сейчас в этой лиге. Для нас это скорее преимущество, которое возможно позволит нам добиться больших успехов на турнире. Конечно, хотелось бы видеть этих хоккеистов в составе, но случилось то, что случилось.
— Учитывая все строгие правила и ограничения, вы все равно рады, что сыграете на Олимпиаде?
— Конечно, и я постараюсь получить от этого максимальное удовольствие. Да, эта Олимпиада будет сильно отличатся от моей первой в карьере. Но для меня и моей страны это по-прежнему важный турнир, за которым следят и где мечтают сыграть все спортсмены. Это очередной повод для моих родителей и близких гордиться, поэтому постараюсь показать свой лучший хоккей. К тому же, ситуация в сборной Словакии начинает постепенно налаживаться, хотя по-прежнему есть вещи, которые следует изменить и улучшить, но, думаю, сейчас развитие идет в правильном направлении. Появилось много молодых талантливых хоккеистов, которых ждет хорошее будущее.
— После турнира такого уровня останутся эмоции и силы на остаток сезона в КХЛ?
— Конечно, как я уже сказал, после небольшой паузы в карьере, я соскучился по хоккею и хочу в него играть, и сил, и эмоций предостаточно. Поэтому с нетерпением жду как старта Олимпиады, так и возвращения в «Барыс» после нее, чтобы завершить сезон хорошо, поэтому даже не переживаю по этому поводу.
— Когда уезжали в расположение сборной, вам что-нибудь пожелали тренер и хоккеисты «Барыса»?
— Каждый из тренеров и хоккеистов пожелал мне удачи, сказав, что будут за мной следить и болеть, и, главное, я чувствовал, что они гордятся и очень рады за меня, это очень приятно. Многие попросили привезти сувениры, надеюсь, места в бауле хватит, чтобы выполнить все заказы (улыбается).
Досье: Томаш Юрчо
Родился 28 декабря в 1992 в Кошице (Словакия);
Карьера: 2009 — 2012 — «Сент-Джон Си Догз» (Канада), 2012 — 2017 — «Гранд Рапидс Гриффинс» (АХЛ), 2013 — 2017 — «Детройт Ред Уингз» (НХЛ), 2016 — 2018 — «Чикаго Блэкхокс» (НХЛ); 2017 — 2018 — «Рокфорд Айс Хогз» (АХЛ), 2018 — 2019 — «Спрингфилд Тандербердс» (АХЛ), «Шарлотт Чекерс» (АХЛ), 2019 — 2020 — «Эдмонтон Ойлерз» (НХЛ), «Бэйкерсфилд Кондорс» (АХЛ), 2020 — 2021 — «Вегас Голден Найтс» (НХЛ), «Хендерсон Силвер Найтс» (АХЛ), 2021 — н. в. — «Барыс» (Нур-Султан);
Достижения: чемпион главной хоккейной лиги Квебека (2011, 2012), чемпион АХЛ (2013, 2019).
«Барыс» показал «будни в офисе» своих игроков. Фото
По сообщению сайта Sports.kz