Стоковые изображения от Depositphotos
Исполнилось 40 дней, как не стало Сергея Морозова. Напомним, известный украинский экс-футболист, тренер, а также футбольный эксперт скончался 22 октября на 72-м году жизни от последствий коронавируса.
Несмотря на прошедший символический отрезок времени, помню, что первое, о чем я подумал, узнав о смерти Сергея Юрьевича – когда мы в последний раз виделись воочию. Однако воспроизвести дату хотя бы приблизительно память не смогла. Даже в рамках работы по причине разных специфик наших «контор», пусть и находящихся в одной футбольной системе, мы пересекались крайне редко. А все общение ограничивалось, как правило, кивком головы друг другу. И, тем не менее, манера поведения, контакта Морозова с коллегами и случайными болельщиками так или иначе, но давала довольно ясное представление о личностном коде человека и его отдельных качествах.
Каких именно? В первую очередь – это стремление быть объективным. Именно стремление. При всех особенностях своей экспертной работы, особенно с учетом специфики работодателя, Сергей Юрьевич, как по мне, не позволял себе не то, что открытым – даже полуоткрытым текстом «полоскать» конкурирующую команду. Он всегда мог найти любую завуалированную формулировку, которая позволяла и руку дающего не обидеть, и при этом самому выглядеть достойно. Как на камеру, так и в нечастых телефонных разговорах.
В то же время, можно ли назвать Сергея Морозова совсем беспристрастным? Как на мой взгляд – нет. Претворяться этот человек не сильно умел, и свои симпатии к «Шахтеру», особенно в период чемпионской гегемонии «горняков», скрывал откровенно по-топорному. Взять даже его знаменитую фразу «футбольное быдло», адресованную Андрею Ярмоленко после того, как тот ударил Тараса Степаненко в украинском классико 2016 года.
Можно и нужно было этих слов избежать, тем более, что объективно виноваты были оба игрока. Андрей не выдержал и ударил, но и Тарас с этической точки зрения, считаю, повел себя тогда не лучшим образом, провоцируя болельщиков «Динамо» у их фан-сектора, пусть даже при тотальном преимуществе «Шахтера» (дончане, напомним, тогда одержали победу со счетом 3:0). Уверен, что оба это прекрасно осознали, тем более, что без малого через три недели публично помирились, пожав друг другу руки.
Да вот только Сергей Юрьевич, в нужный момент не сумевший справиться с эмоциями, остался крайним, сосредоточив на себе гнев (по большей части справедливый) украинской футбольной общественности. Но то, что пусть не сразу, а через три с лишним года он сумел извиниться перед футболистом, который его младше без малого на 40 лет, подчеркивает два других качества Сергея Морозова – интеллигентность и умение признавать собственные ошибки.
Если говорить о квалификации Сергея Морозова, как футбольного специалиста, то максимально точную, с учетом всех специфических нюансов, оценку ему могут дать, пожалуй, лишь его коллеги по цеху – тренерскому, экспертному, да и как футболисту (в последнем случае это, разумеется, касается тех, кто помнит, как он играл). Тем не менее, достаточно вспомнить ключевые моменты биографии, чтобы понять, что на любом этапе своей футбольной деятельности Морозов был не седьмая вода на киселе. Да, имел все шансы стать частью звездного «Динамо» 70-х, ведь рекомендовал тогда 24-летнего парня Лобановскому сам Олег Базилевич, знавший Морозова по «Десне» и кадиевскому «Шахтеру».
Но вмешались обстоятельства – не отпустило руководство московского ЦСКА, где футболист на тот момент проходил армейскую службу. Да и вообще, игровая карьера Морозова – наглядный пример того, как разного рода мелочи (назовем их так) могут повлиять на судьбу человека, и как важно в нужный момент оказаться (а иногда и не оказаться) в том или ином месте. Все шансы были у Сергея Юрьевича (тогда просто Сергея) оказаться в сборной СССР, ведь «Заря», которая в 1972-м громила всех и вся, тоже вошла в список поставщиков кадров для главной команды страны. Однако попасть в сборную Морозову было не суждено – выбыл из строя, причем надолго, из-за перелома ключицы. По закону подлости, именно тогда, когда футболист из-за этой самой ключицы находился на больничном, «Заря» добывала свое историческое «золото» союзного чемпионата.
Свою футбольную карьеру Сергей Морозов закончил в 28 лет, а главной причиной такого решения стали вовсе не травмы (которых у игрока за карьеру было достаточно), а все тот же ЦСКА, точнее — конфликт с руководством клуба, который не хотело отпускать футболиста, а дальнейших перспектив для себя Морозов там не видел. И, повесив бутсы на гвоздь, пошел в высшую школу тренеров.
На тренерском поприще Сергею Морозову не суждено было добиться результатов, условно говоря, аля-Моуриньо. Но те успехи, которых он достиг, стали яркой страницей в истории украинского футбола. Чего только стоит эпоха в винницкой «Ниве», которую Сергей Юрьевич возглавил в апреле 1995 года, а в сезоне 1995/1996 сенсационно обыграл в полуфинале Кубка Украины «Шахтер» (0:0, 3:0 по пенальти).
В финале винничанам сотворить еще одну сенсацию не удалось, команда уступила киевскому «Динамо» 0:2, в составе которого забивали Сергей Ребров и Юрий Максимов. Но летом состоялся еврокубковый дебют «Нивы», которая по сумме двух матчей обошла в Кубке Кубков эстонский «Садам» (1:2 на выезде и 1:0 дома), но затем в 1/16 финала уступила швейцарскому «Сьону» (0:4, 0:2) и покинула турнир.
Что позволило тогда Сергею Морозову построить настолько боеспособную команду? Думаю, что прагматизм и умение реально оценивать свои возможности. Оценив их, Морозов сделал акцент на надежную оборону, в результате чего «Нива» по статистике пропускала лишь чуть больше одного гола в среднем за матч.
Впрочем, до «Нивы» в тренерской карьере Морозова также были успешные периоды. Один из них – работа еще в советский период (1980-1985) в команде ГСВГ (Группа советских войск в Германии), которая при Морозове трижды становилась чемпионом Вооруженных сил СССР. Также в 1986 году возглавил смоленскую «Искру», вместе с которой в 1987 году стал победителем первой зоны второй лиги. Что позволило тогда молодому специалисту пусть не хватать звезд с неба, но в целом уверенно двигаться по карьерной лестнице? Наверное, умение учиться и делать выводы, стремление находить нужную информацию и методички там, где их, казалось бы, не может быть в природе. То, что было присуще тогдашнему поколению специалистов в эпоху, когда не то, что гаджедов и интернета не было – качественный ксерокс считался непозволительной роскошью. Но именно такие по-настоящему боевые условия и рождали высококлассных специалистов, преданных своему делу людей. Свое место среди которых заслуженно, при жизни сумел занять заслуженный тренер Украины Сергей Морозов.
Читайте также: Легенда, профессионал, человек-эпоха: в Киеве попрощались с Сергеем Морозовым
По сообщению сайта FootBoom