Стоковые изображения от Depositphotos
Центральная Азия – регион с богатым историческим прошлым, которому еще предстоит раскрыть экономический потенциал. Взаимовыгодное сотрудничество между центральноазиатскими странами может стать ключом к региональному процветанию. Не последнюю роль в этом могут сыграть экономические коридоры, соединяющие страны посредством транспорта и укрепляющие строительство инфраструктуры за счет создания промышленных кластеров, тем самым привлекая инвестиции и развивая региональную экономику.
Экономические коридоры во многих странах являются частью инфраструктуры и комплексной экономической стратегии. Именно их тематике был посвящен 5-й форум развития аналитических центров Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) в конце ноября этого года. Двухдневный форум был организован в виртуальном формате совместными усилиями Института ЦАРЭС в партнерстве с Региональной инициативой по обмену знаниями Азиатского банка развития (АБР) и Ташкентским институтом инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Экономические коридоры «Алматы-Бишкек», «Шымкент-Ташкент-Худжанд», «Китай-Пакистан» и другие смежные темы обсуждались в течение двух насыщенных дней.
По мнению экспертов, экономические коридоры с отличным соединением, включая транспортное и цифровое, беспрепятственным перемещением людей и товаров через границы, обширными трансграничными торговыми и инвестиционными потоками, а также трансграничными цепочками создания стоимости и кластерами экономической деятельности могут помочь странам – членам ЦАРЭС (к которым относятся 11 государств – Афганистан, Азербайджан, Китайская Народная Республика (КНР), Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) привлечь больше прямых иностранных инвестиций и международных туристов, а также развивать городские агломерации, производство, сектор услуг и диверсифицировать структуру экспорта за пределами сырьевых товаров.
Региональный обзор и предпосылки для экономических коридоров
По словам Ханса Хольцхаккера, главного экономиста Института ЦАРЭС, каждый̆ экономический коридор сталкивается с уникальными вызовами, и каждый̆ из них построен на основе различных возможностей и сравнительных преимуществ. Среди вызовов Хольцхаккер отметил замедление темпов роста, высокую углеродоемкость, значительный разрыв в цифровизации, а также необходимость инноваций и диверсификации в центральноазиатском регионе. В настоящее время более половины экспорта стран ЦАРЭС, без учета Китая, составляет минеральное топливо. При этом Казахстан, Монголия, Туркменистан и КНР выделяют гораздо больше углекислого газа на единицу ВВП, чем в среднем по миру. В нынешних условиях для успешного развития странам Центральной Азии необходимы срочные изменения, ускорение цифровизации, а для решения проблемы уменьшения выбросов углекислого газа нужно масштабное озеленение. В заключение выступления Хольцхаккер отметил необходимость сотрудничества для стран региона ЦАРЭС в целях увеличения размера рынка и веса региона, достижения эффекта масштаба и развития экономических коридоров.
Евгений Винокуров, главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), в своем выступлении отметил, что Центральная Азия обладает всеми возможностями для того, чтобы стать Евразийским транспортно-логистическим перекрестком, и ограничения, связанные с отсутствием доступа к морю, могут быть успешно преодолены. На позитивных примерах с международным транспортным коридором «Север-Юг» и контейнерным транзитом «Китай̆-ЕАЭС-ЕС» Винокуров продемонстрировал выгодное использование транспортных перевозок по суше, нежели по морю. Учитывая, что железнодорожный транспорт является наиболее экологически чистым видом транспорта, основанным на выбросах твердых частиц и моноксида азота, а также короткие железнодорожные маршруты в контексте Евразии, этот вид транспорта выигрывает по сравнению с морским. По данным Винокурова, при политической ответственности, международной экономической координации, регуляторной политике и других факторах можно получить такие результаты, как эффект масштаба за счет выхода на новые рынки, развитие агропромышленного сектора, содействие торговле, туризму, цифровой̆ экономике, развитию умных городов и т. д.
Позитивные региональные примеры
Анализ первого регионального экономического коридора Алматы – Бишкек (АБЭК) представила Ксинглан Ху, главный специалист по региональному сотрудничеству Департамента Центральной и Западной Азии, АБР. Так, два города могут достичь гораздо большего вместе в экономическом плане, чем в одиночку. Причем экономический коридор покрывает такие перспективные направления, как агробизнес, региональный туризм, транспорт, образование и здравоохранение, учитывая качество воздуха в городских условиях. Проект АБЭК реализуется под контролем казахстанско-кыргызского межправительственного совета при поддержке Азиатского банка развития, который с 2014 года в рамках технической помощи на этот проект выделил около $5 млн. Успешный пример проекта АБЭК может быть мультиплицирован и в других странах региона.
Другой не менее успешный экономический коридор – Шымкент – Ташкент – Худжанд также представляет большой интерес для развития региона. Баходир Ганиев, старший советник по экономическим вопросам Центра экономического развития Ташкента, отметил огромный потенциал для расширения торговли, разработку новых экспортных продуктов, расширение транзитной торговли и другое. Три года назад для развития коридора странами-участницами (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) была одобрена Дорожная карта с начальным объемом технической помощи $800 тыс, профинансированных АБР. Среди ожидаемых результатов Ганиев отметил экономическое сотрудничество между тремя странами, превосходную транспортную доступность, беспрепятственное перемещение транспортных средств, товаров и людей через границы в рамках экономического коридора – Шымкент – Ташкент – Худжанд. К другим преимуществам относятся обширные трансграничные торговые и инвестиционные потоки в рамках коридора, высокий̆ уровень торговли с остальным миром и увеличение доли продукции обрабатывающей̆ промышленности и услуг в экспорте.
Примеры экономических коридоров с участием Китая и других стран Азии
Другим интересным позитивным примером стал экономический коридор – Китай – Пакистан (КПЭК), представленный Халидом Мансуром, специальным помощником премьер-министра Пакистана по экономическому коридору Китай – Пакистан. В его основе лежит видение ускорения экономического, промышленного, технологического и сельскохозяйственного развития Пакистана за счет китайских инвестиций и передачи технологий. В рамках КПЭК реализуются транспортные проекты, проекты экологически чистых возобновляемых источников энергии, ввод в эксплуатацию порта Гвадар, развитие свободной зоны города, Гвадар и многое другое. Кроме того, был определен фокус на рост экспорта (текстиль, информационные технологии, фармацевтика и т.д.); замещение импорта (электроника, автомобили, сельское хозяйство и т.д.) — поощрение иностранных инвестиций, создание возможностей местного трудоустройства и превращение Пакистана в «производственный центр».
Доктор Пават Тангтронгжита представил доклад «Экономические коридоры субрегиона Большого Меконга (СБМ)». Уже более 20 лет экономические коридоры СБМ объединяют Камбоджу, Китай (провинции Юньнань и Гуанси-Чжуанский автономный район), Лаос, Мьянму (Бирма), Таиланд и Вьетнам. В субрегион Большого Меконга входят три основных экономических коридора: Север-Юг, Южный экономический коридор и экономический коридор Восток-Запад. По сути, они представляют собой инвестиционные зоны, проходящие вдоль основных магистралей, соединяющие центры экономической активности. Пример развития экономических коридоров СБМ может быть взят на вооружение странами Центральной Азии, так как имеется множество схожих моментов и нюансов.
Формула успеха Южно-Азиатского экономического коридора заключается в транспортном соединении городов в сочетании с поддерживающими институтами (логистика), что повышает конкурентоспособность страны. Об этом и других успехах рассказал профессор Прабир Де из исследовательской и информационной системы для развивающихся стран (RIS), Нью-Дели, Индия. Южно-Азиатское субрегиональное экономическое сотрудничество (ЮАСЭС) объединяет семь экономик: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Мьянма, Непал и Шри-Ланка. Субрегиональное экономическое сотрудничество стран Южной Азии происходит посредством экономических коридоров. Другой пример успешных экономических коридоров внутри одной страны – Малайзии также можно позаимствовать в экономическом восстановлении после пандемии. Результаты программы развития межгосударственного экономического коридора в Малайзии впечатляют: снижение уровня бедности с 2,83% в 2007 году до 0,45% в 2017 году; рост ВВП региона; накопление инвестиций; новые области развития региона, включая каучуковый город Кедах, долину Чупинг для солнечной энергетики, экологически чистые технологии, халяльную продукцию, а также многое другое.
Будущее экономических коридоров в Центральной Азии
Доктор Ян Гринвуд в своем выступлении сделал акцент на сильную инфраструктуру и транспорт, оба фактора являются ключами к мощной экономике страны. Не стоит забывать и о глобальном изменении климата, которое затрагивает практически все страны ЦАРЭС. Выбросы парниковых газов присутствуют во всей транспортной системе, и для минимизации воздействия необходим межгосударственный комплексный подход, учитывающий местные особенности, а не следование международным тенденциям. При этом отделение экономического роста от роста транспорта и увеличения выбросов имеет важное значение для выполнения глобальных обязательств в области изменения климата. Интересным представляется сотрудничество Юг-Юг (СЮЮ) как ускоритель развития экономических коридоров в Центрально-Азиатском регионе, представленном доктором Денисом Нкала, Азиатско-Тихоокеанским региональным координатором, представителем Управления ООН по сотрудничеству Юг-Юг (УООН СЮЮ ). Юг-Юг является совместной работой развивающихся стран над поиском решений общих проблем развития. С участием двух или более развивающихся стран оно может проходить на двусторонней̆, региональной, внутрирегиональной или межрегиональной̆ основе. Сотрудничество Юг-Юг может содействовать обмену знаниями и передаче технологий через экономические коридоры, улучшать связи между людьми, а также поддержать разработку единых или совместимых стандартов среди развивающихся стран.
Экономические коридоры могут стать причиной экономического восстановления и подъема в постковидный период для стран ЦАРЭС. Реальные примеры азиатских стран и уже существующих региональных коридоров демонстрируют целесообразность и устойчивость экономических коридоров. 5-й форум развития аналитических центров Института ЦАРЭС дал пищу для размышлений и план действий на ближайшее будущее.
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz