Как звучит степь: студент из Казахстана мечтает прославить народный инструмент

Дата: 07 ноября 2018 в 08:20 Категория: Общество

По сообщению сайта Sputnik

Как звучит степь: студент из Казахстана мечтает прославить народный инструмент

АСТАНА, 7 ноя – Sputnik, Айгюзель Кадир. В напоминавших лабиринт странного квеста коридорах звучали мелодии. Обрывистые, обволакивающие, пронзительные. Слух настороженного обывателя ласкали ноты, магически ожившие от соприкосновения смычка и струн.

«Так звучит степь», — подумала я, подойдя ближе к аудитории, где проходил отборочный тур международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт». Молодые виртуозы боролись за выход в следующий этап в номинации «Народная музыка» и за секунды превращались в единое целое со своими инструментами — кобызом, шертером, домрой.

В беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан участники поделились, звучание какого древнего казахского инструмента можно спутать с фортепиано, и как уживается русская домра в казахском оркестре.

Студент из Казахстана хочет покорить мир игрой на шертере

Алимжан Байженов приехал в столицу на конкурс талантов из Алматы. Студент четвертого курса Казахской национальной консерватории играет на древнем казахском инструменте под названием шертер.

© Sputnik / Айгюзель Кадир Алимжан Байженов и древний казахский инструмент шертер

Этот струнный щипковый инструмент — прародитель домбры и кобыза — был незаменимым во время исполнения кюев и легенд.

«Я держу в руках шертер – инструмент, который появился еще в IX веке. Просто он в одно время затерялся. Для его возрождения большую роль сыграли работы Болата Сарыбаева, Бронислава Залесского», — поделился перед выступлением Алимжан.

© Foto : Управление культуры и спорта города АстаныТалантливые и молодые: в Астане стартовал XXІ фестиваль «Шабыт«Воскресить шертер удалось Болату Сарыбаеву, который в конце 60-ых по сохранившимся данным воссоздал практически утеряный инструмент.

Три нейлоновые струны, раздельный гриф и никаких дополнительных вставок в виде перьев. «Здесь такой темы нет», — сказал юный музыкант.

«Шертер отличается от домбры звучанием. Оно совсем другое, у домбры более мягкое, а у шертера — уникальное. Я много раз замечал, что многие люди путают его звучание с фортепиано», — пояснил Алимжан.

В планах у алматинца ни много ни мало — завоевать мир. В 2020 году он хочет ворваться в музыкальную индустрию со своей группой, которая, как надеется Алимжан, покорит своим национальным колоритом. Опыт выступления перед аудиторией у его музыкальной команды уже есть благодаря городскому Арбату. Игру на шертере каждый раз принимают на ура, в том числе молодежь, добавил музыкант.

© Sputnik / Владислав Воднев Sputnik Казахстан учредил специальный приз для участника международного фестиваля «Шабыт«»На нем в древности играли пастухи. Завороженные мелодичностью, жаворонки садились на овец», — рассказал легенду о шертере Алимжан.

Он добавил, что в основном играет на шертере зарубежные произведения, так как специально написанных для «дедушки домбры» композиций немного.

Как русская домра звучит в казахском оркестре

Струнный щипковый музыкальный инструмент в руках другого участника – 23-летнего Дидара Абена — тоже приковал к себе внимание корреспондента.

© Sputnik / Айгюзель Кадир Дидар Абен и русская домра

Конкурсант из Алматы в свои 23 года один из немногих, кто не просто увлекается игрой на домре – русском народном инструменте, но и зарабатывает себе этим на жизнь.

«Здесь три металлические струны. Корпус полусферической формы. Звук производится при помощи медиатора. Нередко люди удивляются домре в моих руках. Бывало, что даже музыканты-ведущие на тоях спрашивали у меня», — сказал Дидар Абен.

Домра была при скоморохах на Руси в XVI—XVII веках как сольный и ансамблевый инструмент. От своего родственника балалайки домра отличается формой, извлекаемым звуком, настройкой и количеством струн.

«Я не жалею, что выбрал этот инструмент. Сейчас я выступаю в оркестре «Отырар Сазы», преподаю в музыкальной школе для детей. Хочу сказать, что домра очень хорошо сочетается с оркестром», — добавил Абен. 

Но все же передавать казахские мотивы через домру можно с трудом, заключил участник.

Кобыз – следы шаманизма у казахов

История появления народных инструментов нередко полна неразгаданных тайн и мифических вставок. Так, казахи верят, что создателем знаменитого на всю степь кобыза был шаман Коркыт-Ата. По легенде, старец не мог смириться с приближающейся смертью и решил перехитрить судьбу. Выдолбив из дерева инструмент и натянув струны, Коркыт-Ата играл так, что все вокруг становилось пленником его мелодии. Лишь уснув и невольно прекратив играть, шаман отправился в иной мир.

Студентка первого курса Казахского национального университета искусств Аида Абдугали, услышав игру на кобызе, еще в детстве решила посвятить себя музыке.

© Sputnik / Айгюзель Кадир Аида Абдугали и прима-кобыз

Аида играет на модифицированной версии кобыза, где вместо струн из пучка некрученных конских волос четыре обычные железные струны.

«Звук более мягкий, камерный, выше. Он появился у меня пять лет назад. Для инструмента этого времени недостаточно.Нужно, наверное, 15 —20 лет, чтобы он зазвучал», — сказала Аида, сыграв программу перед членами жюри.

У каждого из конкурсантов, возрождающих музыкальное искусство проживающих в стране народов, есть шанс на призовые места фестиваля. Церемония закрытия конкурса «Шабыт» пройдет 9 ноября.

В этом году впервые за шесть лет в проект была включена номинация «Журналистика».

Международное информационное агентство и радио Sputnik учредили специальный приз за интересную творческую работу в номинации «Журналистика/интернет-ресурсы». Победитель сможет пройти стажировку в столице одной из стран СНГ, где будут тренинги для молодых журналистов по программе SputnikPro.