Tazabek — Президент КР Садыр Жапаров 20 ноября во время посещения церемонии начала строительства городка «Алтай» на северо-западной окраине Бишкека ответил на вопрос жителя столицы об отключениях электроэнергии. Видео опубликовано пресс-службой Администрации президента.
За пределами мероприятия о строительстве президент поговорил с жителями близлежащих районов. После ответов на вопросы нескольких человек, позади собравшихся раздались крики «свет отключают!» от мужчины.
Президент подозвал кричавшего и разъяснил ему ситуацию в энергосекторе.
«Если бы мы не провели все работы по электроэнергии, которые были сделаны в течение 5 лет, вы бы сейчас сидели без света, как в XIX веке. Потому что на всех [гидроэлектростанциях – прим.] что были построены в 50-е, 60-е, 70-е, начиная от Токтогульской ГЭС, до Курпсайской и других не было проведено ни одного ремонта. Они работали сутками без остановки в течение 50 лет. Когда я пришёл к власти, [гидроэлектростанции – прим.] были в катастрофическом состоянии. И тогда мы в течение 4 лёт обновили всё. Только на одной Токтогульской ГЭС после замены четырёх агрегатов было добавлено 240 мегаватт [установленной мощности – прим.]. Вот даже сейчас, у вас есть свет благодаря этому. Добавили Курпсай и так далее. И ещё порядка 28 ГЭС ввели в работу.
Если бы я поступал, как это было принято раньше (не хочу очернять прошлых), но если бы я ничего не делал в 2020-е годы, всё это бы не строил, тогда бы света продолжало хватать. Потому что когда не было заводов и фабрик, то сидели, кое-как закрывая дефицит [в электроэнергии – прим.] зимой, а в летний период говорили «на тебе свет». А если бы я не строил дома, заводы, фабрики, школы, садики, то и я мог бы так же сидеть.
Если раньше населению Кыргызстана требовалось 14 млрд [киловатт-час в год – прим.] электроэнергии, то сейчас потребление достигло 20 млрд, прибавилось 6 млрд. Мы не успеваем догонять. Я должно быть хорошо и подробно объяснил народу тему со светом, давал и интервью, делал и обращения. В 2028 году мы выйдем из кризиса, поскольку тогда [завершится строительство – прим.] порядка 100 строящихся ГЭС; строим солнечные, ветряные электростанции.
Вот 15 декабря, даст бог, впервые в истории Кыргызстана откроем солнечную электростанцию [мощностью – прим.] 120 мегаватт. Строим ТЭС на Кара-Кече, такую же как в Бишкеке, мощностью 1200 мегаватт. Когда строительство завершится в 2028 году, то ваш свет вообще перестанет выключаться и к зиме в 2028-2029 годы будем давать электроэнергию без ограничений, мы перестанем импортировать [электроэнергию – прим.].
Вот сейчас мы импортируем [электроэнергию – прим.] за более чем 3 сома [за один киловатт-час – прим.] из Казахстана, Узбекистана, России, Туркменистана, а народу отдаём за 1 сом 37 тыйынов, вы же не сможете покупать за 3 сома 50 тыйынов, правильно же? Разницу посередине, покрывает государство, субсидируем, эта разница копилась и до меня, в течение 30 лет. Копилось, копилось, копилось и легло на компанию «НЭСК» в виде 137 млрд сомов [долга – прим.] к моменту, когда пришёл я к власти в 2020 году. [Этот долг – прим.] сейчас погашается и осталось только 25 млрд сомов. Мы всё это погашаем, постепенно уменьшая импорт и вырабатывая сами. В следующем году у «НЭСК» не останется ни одного тыйына долга, а наоборот, начиная с 2027 года, компания начнёт получать прибыль.
Вы поняли, да? Ну столько терпели, 30 лет, ну 35 лет (если прибавить последние 5 лет) потерпите 1-2 года. Мы не сидим сложа руки по свету. Поскольку свет – это жизнь государства, жизнь народа, дающая возможность работать заводам, фабрикам, энергетика обеспечивает функционирование экономики, производства.
Наша первая работа – это энергетика и мы всё нужное делаем. Начинается Камбар-Ата-1, строительство закончится за семь-восемь лет, даст бог, взяли 1,5 млрд долларов, нужно ещё 1,5-2 млрд, однако и их мы найдём, но она окупит себя. Вот кричат же «караул, караул, внешний долг вырос в 2 раза», пусть хоть в 10 раз вырастет, но эти деньги будут направляться в свои проекты и когда через 10-15 лет, когда придёт время оплаты, каждый проект будет оплачивать за себя сам. А сейчас, мы все, из своего кармана платим 5 млрд долларов внешнего долга, и неизвестно, а куда эти деньги ушли в прошлом? На энергетику ли, на строительство ли домов, просто так ушли [под предлогом – прим.] «выпустили книги, направили на образование, столько-то консультантов пришли, им заплатили миллионы долларов и аминь», деньги ушли как вода в песок, а сейчас мы за это платим.
Через 20-30 лет наши будущие дети уже так платить не будут, каждый проект будет оплачивать за себя, вот железная дорога [проект ж/д Китай – Кыргызстан – Узбекистан – прим.] будет платить за себя, Камбар-Ата будет платить за себя.
Вы же видели [новый – прим.] мусороперерабатывающий завод, верно? Его тоже в декабре в 10-15 числах введём в работу. В течение 30 лет, когда там [на мусорном полигоне – прим.] сжигался [мусор – прим.], вы жили в дыму, а сейчас наоборот предприятию стало не хватать мусора. Его мощность 1200 [тонн ТБО в сутки – прим.], а в Бишкеке накапливается 800 тонн мусора, тогда как завод может сжигать 1200 тонн и не просто сжигает, а плюс ещё вырабатывает 30 мегаватт электроэнергии, которую начнёт нам выдавать с 1 декабря, ещё и энергию вырабатывает – такая технология.
Поэтому [не поддавайтесь – прим.] на провокаторов. Вот приближаются выборы, 30 числа. Они пройдут максимально спокойно, ничего не будет, поскольку мы не будем проводить искусственные выборы, не будем бегать за кого-то, болеть, проведём максимально чисто. Но силы, которые хотят использовать это событие в своих целях высказывают мол «вот Китай нас оккупировал», он не пришёл, чтобы оккупировать, а строит такие заводы, дороги, железную дорогу, это же нам нужно как вода и воздух.
Мы живем в тупиковом государстве эти 30 лет, ну что мы должны делать? Всю жизнь что ли оставаться жить в пещере? Железная дорога нужна. У нас появится доступ к миру, когда строительство закончится в 2030 году. Если Китай сам по себе представляет собой экономический океан, то остальной мир – это другой экономический океан, нам надо радоваться, что мы находимся между двумя океанами. Мы соединим эти два океана, и с 2030 года можем начать влиять на мировую экономику, у нас появятся транзитные рычаги. Это нужно правильно понять, объясните детям, молодёжи», — ответил президент.
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
По сообщению сайта Tazabek