Дефицит электричества в Кыргызстане обычно связывают с нехваткой воды для ГЭС, и это правда. Но у него есть еще одна причина: строительная лихорадка. Тысячи новых многоэтажек сдают в эксплуатацию быстрее, чем новые электростанции. Платят за это обычные граждане, которые сутками сидят без света.
Веерные отключения уже не спасают энергосистему Кыргызстана. Теперь домохозяйствам снизили пиковое потребление с 5 до 3 киловатт. По утрам и вечерам гражданам советуют не включать бытовую технику. Соцсети переполнены рилсами, где люди пытаются вскипятить чайник, и у них гаснет свет. Президент Садыр Жапаров просит население «потерпеть».
Дефицит пиковой мощности министр энергетики Таалайбек Ибраев оценивает в 500 мегаватт.
Его хотят покрыть через 2,5 — 3 года за счет новых электростанций. Сейчас в стране строится около 100 малых ГЭС. К 2028 году они должны дать дополнительно около 400 МВт. Кроме того, в Кара-Кече начато строительство угольной ТЭЦ мощностью 1200 МВт, в год она будет производить до 7 миллиардов кВтч.
Но потребление растет опережающими темпами. За первые 9 месяцев 2025 года оно выросло на 1 млрд кВт.ч. И связано это в том числе с массовой застройкой — это признает сам Садыр Жапаров.
Государственная ипотечная компания (ГИК) строит одновременно 925 домов общей площадью 4 миллиона квадратных метров. Усредненные данные Международного энергетического агентства по Кыргызстану показывают, что после заселения эти дома потребуют 440 млн кВтч в год. Примерно столько же будут вырабатывать к 2028 году новые малые гидроэлектростанции.
Выходит, все, что дадут новые мини-ГЭС, уйдет на питание домов ГИК.
Во время пиковой нагрузки, когда хозяева квартир, вернувшись домой с работы, будут одновременно включать чайники, стиральные машины, обогреватели и электроплиты, дефицит в городах будет ощущаться так же — или даже острее.
А выработка электроэнергии в Кыргызстане год от года снижается.
Общий годовой дефицит электроэнергии оценивается в 3,2—3,9 млрд киловатт-часов, говорил министр энергетики Таалайбек Ибраев. Этот недостаток властям приходится покрывать, закупая электричество за рубежом. Проблема видится чиновникам настолько острой, что с 2024 года они скрыли данные по выработке и импорту электроэнергии.
Но электростанции — только половина дела. Энергию потребителям еще нужно доставить. А сети к этому готовы не везде. Попытки их модернизировать иногда оборачиваются громкими аферами. Как на «Камбар-Ате 2», где вместо новой инфраструктуры для передачи мощности в единую энергосеть построили майнинговую ферму.
Жилье — основной потребитель
Из-за слабой газификации и самых низких в СНГ тарифов на электроэнергию кыргызстанцы чаще обогревают дома электричеством, и тратят его дома значительно больше, чем жители других стран.
В 2020 году на питание домохозяйств ушло 76% всей потребленной в стране электроэнергии.
Это около 110 кВт.ч на квадратный метр в год.* В России и Казахстане жилые дома тратят почти в половину меньше.
Потребление можно было бы снизить: обновить изношенные электросети и теплотрассы, утеплить дома советской постройки, заменить в них батареи отопления и стеклопакеты.
Но вместо этого Управление делами президента, которому принадлежит ГИК, сдает в эксплуатацию все больше новых жилых высоток, которым нужно все больше электричества.
В 2026 году только на обеспечение нового жилья понадобится произвести или купить более 700 млн кВт.ч.
Электроэнергии Кыргызстану не хватает давно: ледники сокращаются, население растет. И нельзя сказать, что власти совсем не пытаются решить эту проблему. Они повышают тарифы на электроэнергию, проводят газ.
Но газ у нас почти в 5 раз дороже, чем в Казахстане, и в 2 с лишним раза дороже, чем в РФ. А получают наши граждане в 1,7 раза меньше, чем казахстанцы, и вдвое меньше россиян.
Центральное отопление у нас работает плохо. Если подорожает и электричество, частный дом можно топить углем, хотя и он вырос в цене. А чем обогревать квартиру — особенно в новой высотке, где нет даже газовых плит?
Да, такого массового жилищного строительства не было в Кыргызстане с советских времен, есть чем гордиться. Но можно было подготовиться: привлечь инвестиции в новые электростанции, обновить сети, утеплить старый жилой фонд, как это делают в Казахстане. А потом уже застраивать новыми жилыми высотками каждый клочок земли.
Но сделали наоборот, потому что на строительстве ипотечных многоэтажек зарабатывают приближенные Жапарова и Ташиева.
Они, конечно, делают деньги и на ГЭС. Но электростанции окупятся через 6-8 лет, а проданные квартиры — сразу. Поэтому власти ставят телегу впереди лошади, а расплачивается за это население.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана