16 лет назад футбольный мир Казахстана зажёгся новой надеждой под названием «Оле Бразил». Суть была простая: отобрать 26 лучших юных футболистов и отправить их на три года в Бразилию, после чего они должны были вернуться в статусе самых талантливых игроков своего поколения в регионе.
После трёх возрастных групп, через которые прошли более 80 перспективных спортсменов, было принято решение закрыть проект, который финансировался государством. Результата не было, многие из футболистов завершали карьеру сразу по возвращении домой, а кто-то и в Бразилии весь срок обучения не продержался.
Другой проблемой был языковой барьер, ведь учиться футболу и общеобразовательной программе там нужно было на португальском, кто-то ментально не выдерживал испытания разлуки с домом на протяжении двух лет.
В этом материале корреспондент Vesti.kz решил вспомнить о неудачном проекте «Оле Бразил» по одной, но всё же положительной причине. Спустя годы появился футболист, прошедший бразильскую школу, который не только сыграл за сборную Казахстана, но и закрепился в ней с дебютным голом.
В заднем ряду, рядом с левым нижним изображением флага Казахстана, стоит Динмухамед Караман
Караман — единственный, кто стал «своим» в сборной Казахстана
Одним из открытий этого года в казахстанском футболе стал 25-летний полузащитник «Жениса» Динмухамед Караман. Парень считался перспективным всю юность и молодость, но переход во взрослый футбол получился сложным и полным испытаний. Ему не удавалось найти свою команду, своего тренера, который смог бы раскрыть его в нужной роли, но в столичном клубе это случилось.
И не зря именно в статусе футболиста «Жениса» он получил первые вызовы в сборную Казахстана, а в сентябре дебютировал за команду. Против Бельгии (0:6) он вышел на поле в концовке — это был последний жест Али Алиева на посту рулевого, а с Лихтенштейном (4:0) получил от Талгата Байсуфинова полчаса.
Уже в следующей игре, против Северной Македонии (1:1), он впервые получил право выйти в стартовом составе и отметился красивейшим голом в падении через себя.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Қазақстан Премьер-лигасы (@pflkaz)
Тогда о Карамане заговорили как никогда много. Мы посвятили ему целый материал, многие отмечали очередное доказательство того, что таразская школа — лучшая в стране. Но мало кто говорил о его бразильском прошлом, ведь в 2015 году он стал одним из участников последнего состава программы «Оле Бразил».
Если посмотреть на историю и статистику игроков, которые прошли через этот дорогой и совершенно не оправдавший вложенных в него финансов и усилий проект, то большинство вообще не заиграло на адекватном уровне. Многие рано завершили карьеры, считанные игроки стали стабильными игроками середняков и аутсайдеров КПЛ. Но не более того.
За сборную поиграли Максат Тайкенов (поколение-1997, четыре игры), Магомед Парагульгов (поколение-1994, две игры), Рафкат Аслан (поколение-1994, одна игра) и теперь Караман (поколение-2000, три игры и один гол). Не это ли показатель бесполезности «Оле Бразил», на который, по неподтверждённым данным, было потрачено почти пять миллионов долларов?!
Можно сказать, что Караман стал тем самым исключением, которого проект «Оле Бразил» не убил как футболиста. Если бы не случилось его прорыва, то не возникло бы ни одного положительного повода, чтобы вспоминать об этом «эффективном проекте» с положительной стороны.
У А. Макуова 14 игр в КПЛ, у А. Рашетова — ни одной. Закончили с футболом в 24 и 20 лет соответственно
Игры против Винисиуса: что помнит сам Караман?
В недавнем клубном подкасте на YouTube Димаш вспоминал свой опыт в «Оле Бразил», где рассказал много интересного. Оказалось, что португальский он всё ещё практикует, так как в «Женисе» есть легионеры из Бразилии и Португалии, и это во многом помогает им в адаптации.
«Английский понимаю, но разговорный уровень у меня слабый. Португальский знаю, так как три года жил в Бразилии, но с каждым годом всё равно забываешь из-за отсутствия практики. Однако говорю на нём и понимаю».
Караман рассказал, что в составе группы, помимо 26 футболистов, был переводчик и один казахстанский тренер. Девять месяцев проводилось обучение, а затем юных спортсменов отпускали в Казахстан на каникулы длиною в пару месяцев. Поколение игроков 2000 года рождения занималось в системе «Крузейро».
«Крузейро» — один из сильнейших местных клубов, сейчас его владельцем является Роналдо, их воспитанник. Он полностью выкупил клуб. В то время «Крузейро» был в элите южноамериканского футбола и участвовал в Кубке Либертадорес. У них классная база, опытные тренеры».
Из тех, кто был тогда в одной команде с Караманом, есть и участник текущего общего этапа Лиги чемпионов. Кроме того, на одном поле он пересекался и с будущей звездой мадридского «Реала» Винисиусом Жуниором.
«Стал ли кто-то из нашей команды известным футболистом? В «Карабахе» сейчас есть Педро Бикальо, бразилец, мой ровесник. Он играет в Лиге чемпионов. Есть Винисиус из «Реала» — тоже наш ровесник, играл в нашем чемпионате в 2015-16 годы. Многих можно вспомнить».
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Vinicius Jr. ⚡️
По сообщению сайта Vesti.kz