Стоковые изображения от Depositphotos
В КС обратился казахстанец, постоянно проживающий за рубежом и имеющий зарегистрированный за границей автомобиль, которым он пользовался во время приездов в Казахстан в гости к родным и для участия в спортивных соревнованиях.
«Он получил отказ в обязательном страховании гражданско-правовой ответственности своего транспорта на основании непризнания нормами законов автомобиля находящимся в международном движении», – рассказали в Конституционном суде.
Согласно пункту 1 статьи 65 закона о дорожном движении, находящимся в международном движении по территории Казахстана считается транспорт, эксплуатируемый иностранцем без вида на жительство, одновременно соответствующий трём критериям:
принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему постоянное место жительства или местонахождение за пределами республики;
не зарегистрирован в Казахстане;
временно ввезён в страну.
Статус позволяет транспорту находиться в Казахстане без регистрации до одного года и освобождает от растаможки.
Согласно пункту 5-2 закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, заключение договора обязательной автостраховки не допускается с владельцами авто, не находящихся в международном движении по стране. Исключение – машины, зарегистрированные или подлежащие регистрации в территориальных подразделениях уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения.
«Эти изменения в законах приняты в 2022 году для предупреждения незаконного ввоза транспортных средств и их эксплуатации на территории Казахстана на основании доверенности сроком более одного года, без надлежащей регистрации и таможенной очистки. На тот момент законодательство признавало находящимися в международном движении транспортные средства, принадлежащие любому лицу, постоянно проживающему за рубежом, без учёта статуса владельцев и принадлежности транспортного средства», – обратили внимание в КС.
Поправки не учитывали вопросы граждан, владеющих автомобилями и пользующихся ими лично во время приездов в Казахстан.
«Согласно ратифицированной Казахстаном Конвенции о дорожном движении, транспортное средство считается находящимся в международном движении в силу принадлежности физическому лицу, имеющему обычное местожительство вне государства, и временного его ввоза в это государство, без привязки к гражданству. Приоритетом должен быть факт места жительства (обычного, постоянного) в государстве, где сосредоточены основные жизненные интересы физического лица», – указали в Конституционном суде.
Таким образом, указанные нормы не во всех случаях соответствуют Конституции, пришли к выводу в КС. Конституционный суд дал правительству рекомендации по совершенствованию законодательства.
По сообщению сайта EKaraganda.kz