Стоковые изображения от Depositphotos
Напомним, что абсурдная история в традициях дель арте рассказывает о молодом принце Тарталья, заколдованном злой ведьмой Морганой на путешествие в дальние края в поисках трех апельсинов. Найдя их, юноша обретет свою судьбу и излечится от ипохондрии, от которой якобы умирает. Настоящий средневековый итальянский театр масок обретет на сцене современную трактовку.
Режиссером-постановщиком спектакля стал Рача Махатаев, режиссером по пластике – Анастасия Чистюхина, художником-постановщиком – приглашенная из России Ксения Бодрова, художником по свету – Денис Цветков, за музыкальное оформление отвечал композитор Ярослав Жуков из города href="https://aqparat.info/city/36177-semei.html">Семей. Спектакль ведет хореограф, помощник режиссера Ирина Николаева.
В спектакле масштабный актерский состав. Здесь заняты Денис Цветков (Сильвио), Виталий Мосин (Тарталья), Павел Кондратьев (Труффальдино), Владимир Левтеров (Панталоне), Мария Мосина и Светлана Потемкина (Клариче), Артем Жангиров (Леандро), Александр Тисен (Бригелла), Юлия Улыбышева (Смеральдина), Марина Марычева и Людмила Васильченко (Моргана), Ольга Цветкова (Челио, двери, пес), Ирина Немцева и Ирина Егорова (Креонта), Татьяна Яковлева (пекарка), Валентина Шматенко (режиссер), Надежда Вебер, Анна Шолленбергер и Мария Мосина (апельсины). Зрителей на сцене во время спектакля воплотят Юлия Улыбышева, Марина Марычева, Людмила Васильченко, Ольга Цветкова, Ирина Немцева, Ирина Егорова, Татьяна Яковлева, Надежда Вебер и Анна Шолленбергер. Продолжительность спектакля – около двух часов с учетом антракта.
Режиссер Рача Махатаев отметил: осовременить постановку задачи не было. Тем более что все темы, звучащие в пьесе, касаются дня сегодняшнего. Идея поставить «Любовь к трем апельсинам» возникла давно: произведения Леонида Филатова славятся остротой высказывания и даже дерзостью – это важная «перчинка» для спектакля, при этом в них нет ложного пафоса.
Костюмы героев решены скорее в темной эстетике, и на первый взгляд наряды зрителей и простых жителей королевства напоминают не столько повседневную одежду, сколько, возможно, смирительные рубашки. Но тут и королевство, знаете ли, необычное: герои сами же о себе признаются, что кто-то не блещет умом, кто-то обожает плести интриги, а кто-то – а именно принц Тарталья – заболел: очень приуныл. Глобально образы некоторых персонажей могут напомнить не столько сказочные, сколько образы рокеров-металлистов в лучших традициях жанра (а один из злодеев все-таки сложит пальцы в «козу») – а пиком этой моды будет образ Креонты.
Но музыка здесь – обреченно звучащий адаптированный мотив итальянского народного танца «Тарантелла» — все-таки больше мистическая, где-то басовая и протяжная, а на сцене – минимум декораций, лишь подиум да стулья. Решение это тоже неспроста: в данном случае, как и в «Доходном месте», акцент на актеров. А маски представителей знати и украшения на них совершенно точно отражают характер персонажей.
С шумом в королевстве, поначалу непривычным, свыкаешься: герои в какой-то момент нарочито позируют залу, отпустят немало шуточек разного градуса юмора – изящно, ибо текст написан в стихах, но важно быть готовым к фарсу и сюрреализму, разворачивающемуся на сцене. Опытным путем здесь выяснят, что принц любит черный юмор, никак не может развеселиться, и будут всячески избавляться от этого «колдовства». И знаете, это напоминает ситуацию, когда человек грустит, а окружающие, не в силах с этим справиться, сразу стремятся вытащить его из грусти, чтобы он всегда улыбался.
Веселить принца Тарталью принимается шут Труффальдино: улыбнись, говорит, хотя бы на три зуба или «подвигай верхнею губой». Принц же «сидит в чулане, дрессирует блох», а «магов отгоняет словно мух». И в этой атмосфере злодеи решают сделать юноше еще хуже: Моргана проклинает его и посылает искать волшебные апельсины. Однако именно это путешествие излечит юношу, что очень не понравится отдельным представителям королевского двора.
Несмотря на то, что в стихотворном тексте спектакля сплетены языки более возвышенный, а где-то – даже жаргонный, в спектакле рассредоточены острые рассуждения о чести, правде, предательстве, лицемерии, принятии, комфортности для других. Прямым текстом герои говорят: если ты простодушен – могут посчитать кретином, тех, кто «пашет» — принять за идиота, а предприимчивого человека – окрестить коварным. И когда главный герой это понимает, он, конечно же, становится неудобен для окружающих. Победит ли добро – зрители увидят на сцене театра. И здесь каждый придет к своим выводам и считает собственный слой рассуждений.
Карагандинка Ксения Пенькова театр посещает нечасто, но «Любовь к трем апельсинам» не пропустила. Постановкой осталась довольна.
«Актеры, считаю, полностью справились со своей задачей. Маски, музыка, декорации, актерская игра – мне все очень понравилось. Главная мысль спектакля, думаю, заключается в попытке донести до зрителя мысль о морально-этическом состоянии общества, о тех, кто находится у власти и тех, кто стремится к ней. И конечно, рассказать о простом народе, которому только и остается смеяться... Но еще эта история о том, что добро должно восторжествовать над злом хотя бы в сказке», — рассказала девушка.
А Валентина Комарская – постоянный гость культурных мероприятий href="https://aqparat.info/city/35394-karaganda.html">Караганды, и театр посещает стабильно. Эксперименты тоже приветствует: всегда любопытно посмотреть новое для себя, а на премьеру пришла с внуком. Спектакль ему, поделилась, понравился – здесь есть, о чем поразмышлять.
«Постановка понравилась и мне. Именно театр дель арте увидела впервые, заранее почитала о нем и подготовилась к просмотру. Казалось бы, при всей простоте изложения материала в спектакле было много примечательных моментов – те, которые откликаются, которые случаются в жизни, из серии «у кого что болит». Даже реплика одного из героев о том, чем сейчас удивить человека, кроме как обнаженными частями тела. Иной раз и думаешь – ну правда, сколько можно... Есть ведь много не нового, которое стоит внимания и обсуждения. Маски на актерах не мешали наблюдать за действием сюжета и за их игрой: здесь, думаю, это несет еще и тот посыл, что за маской скрывается правда. Лицо можно сделать – надеть маску. А что за маской – есть ли лицо, собственно? Отмечу и финал спектакля: он сильно зацепил, особенно в тандеме с музыкальной темой. Здесь все работает как надо: удар по больному. Смысловых слоев в постановке много, и главная мысль, которую я выделила для себя – не надо бояться жизни. Да, нельзя предусмотреть что-то на сто лет вперед, предсказать, как правильно или неправильно. Нужно жить. И спектакль этот очень живой», — поделилась Валентина Комарская.
Режиссер и фотограф Константин Павленко тоже побывал на премьере. Спектакль, отметил, актуален и способен разговаривать со зрителем на самых разных языках.
«От тонкой любви до фигуративных социальных намеков к искусству, сквозь призму итальянской сказки довелось увидеть воочию «Любовь к трем апельсинам». Издревле театр являлся не только развлекательным местом для горожан, но и нес в себе острую повестку исторического контекста бытия. Так и сегодня: сквозь века, театр встречает своего зрителя там, где герои, сошедшие с работ Питера Брейгеля старшего, элегантно, с итальянским флером вводят пришедших на просмотр шоу в экспозицию и четко дают понять, кто есть хозяин мира, разрушая привычный всеми традиционный театральный мир криком «занавес» и приглашая героев пьесы посмотреть в зал на происходящее. Спектакль поставлен мастерски и тонко отражает всю действительность сегодняшнего дня через проверенную веками сказку, которую в массе воспринимать никто не привык всерьез. Но иронично ставится вопрос зрителю: а сказка ли это была? – дав на это однозначный ответ в конце спектакля. Лейтмотивом сквозь всю пьесу прослеживается мысль о картине мира сегодняшнего, о состоянии людей и массовом помешательстве больного общества к трендовым ориентирам. При просмотре невольно ловишь себя на мысли на протяжении всей пьесы: кто тут зритель, а кто герои? Не поменяли ли нас ролями? Не смотрим ли мы в зеркало жестокой реальности? Не выступил ли творец спектакля шутом придворным, кто единственный имел право безнаказанно говорить правду?..» — так рассуждал Константин о новой постановке.
Напомним, что пьеса Леонида Филатова «Любовь к трем апельсинам» увидела свет в 1997 году: произведение было создано по мотивам сказочной пьесы итальянского драматурга Карло Гоцци с участием масок итальянской комедии дель арте. Примечательно, что «Любовь к трем апельсинам» решена не только в формате театральных постановок на сценах театров стран СНГ, но и формате аудио сказки, выпущенной в 2002 году.
По сообщению сайта EKaraganda.kz