Стоковые изображения от Depositphotos
За четыре года президентства Садыра Жапарова за решеткой оказались 140 человек. Среди них:
Об этом «Клооп» узнал, проведя исследование о людях, которые подверглись уголовному преследованию по политическим мотивам во время президентства Жапарова. Это люди, которые за выражение своего мнения месяцами сидели в СИЗО, а некоторые — и в колониях.
А теперь подробнее о том, что мы нашли в нашем исследовании.
Если дела известных активистов, журналистов и политиков хорошо освещаются СМИ, то дела против рядовых кыргызстанцев остаются практически незамеченными. Зачастую мы даже не знаем их полных имен, профессий и чем закончилось их уголовное дело — есть только факт его возбуждения.
Вот пара примеров таких дел.
55-летнего работника вулканизации Тариэля Ботбаева из-за нескольких постов сцитатами философов обвинили в «попытке свержения власти» и в «разжигании розни». Мужчину оштрафовали на 120 тысяч сомов.
«Я был в шоке от заключения экспертов, когда ознакомился с постами Тариэля Ботбаева, — говорил его адвокат Нурлан Токталиев. — Это обычное высказывание, слова даже не его, а философов, обычные афоризмы и не более. И из-за этого калечить жизнь человеку? Он ведь обычный работяга».
Пенсионерка Салия Таштанова записала видеообращение к президенту и главе ГКНБ с жалобами на рост цен и несправедливость ареста оппозиционера Адахана Мадумарова.
За это 70-летнюю женщину поместили в СИЗО и только спустя 11 дней позволили выйти под домашний арест.
Женщину признали виновной в «публичных призывах к насильственному захвату власти» и оштрафовали на 50 тысяч сомов.
Для политического преследования власти чаще всего используют статью о массовых беспорядках. Что интересно, в подавляющем большинстве дел самих «беспорядков» и не было — людей отправляют в СИЗО за «приготовление» к ним.
Как, например, в деле писателя Олжобая Шакира. Он написал пост, что собирается провести мирный митинг против передачи Узбекистану четырех пансионатов на Иссык-Куле — и угодил за решетку.
В Кыргызстане за последние годы за критические посты в соцсетях возбудили 54 уголовных дела.
Активистка Зарина Торокулова получила пять лет колонии за репост двух видео Олжобая Шакира о планирующемся мирном митинге.
Согласно базе «Клоопа», суды по политическим делам выносят примерно одинаковое количество обвинительных и оправдательных приговоров. Но итоги по делам 61 человека неизвестны.
Тем не менее, каким бы ни был приговор, судьи предпочитают месяцами держать подсудимых в следственных изоляторах (СИЗО). Закон позволяет им выбирать более гуманные меры пресечения: домашний арест или подписку о невыезде, но в 70% дел людей отправляют в СИЗО.
Нахождение в следственном изоляторе негативно отражается на здоровье подсудимых. Согласно нашей базе, как минимум, 30 человек жаловались на серьезные проблемы со здоровьем во время пребывания в СИЗО.
18 человек госпитализировали прямо из СИЗО в больничную палату.
Как минимум у 31 человека на свободе остались несовершеннолетние дети. Ребенок журналистов Махабат Тажибек кызы и Болота Темирова остался без обоих родителей. Мама — в колонии, а отца насильно депортировали из страны.
Так фигурантка Кемпир-Абадского дела Клара Сооронкулова поздравляла своего 11-летнего сына с днем рождения из СИЗО.
Мы собрали и проанализировали данные о случаях уголовного преследования по определенным статьям в Кыргызстане во время президентства Садыра Жапарова. Для этого мы изучили публикации СМИ, выходившие с конца 2020 года и фиксирующие задержания активистов, журналистов, политиков и рядовых граждан по статьям «Массовые беспорядки», «Насильственный захват власти», «Публичные призывы к насильственному захвату власти» и «Возбуждение межрегиональной вражды».
Ссылка на датасет здесь.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана