Стоковые изображения от Depositphotos
Общепринятые предпосылки для внедрения роботов — это так называемые 4D-операции Dull (утомительные), Dirty (грязные), Dangerous (опасные), Dear (дорогие), то есть те, где внедрение роботов снижает издержки и повышает эффективность.
В части эффекта роботизация позволяет существенно повысить производительность процессов. Например, на одном из проектов роботизированной сварки удалось увеличить время горения дуги с 45 минут до 6 часов за 8-часовую смену, при этом качество шва остается стабильно высоким, что немаловажно для крупных клиентов и экспортных рынков.
Роботизация позволяет удалить человека из опасных и вредных для здоровья участков, увеличить гудвилл (деловую репутацию) компании от применения роботизированных систем на производстве.
Еще одним неочевидным эффектом роботизации может выступить качественное изменение процессов, предшествующих роботизируемой операции.
Как устроен рынок роботизации
Серьезным заблуждением отечественных предпринимателей является мнение, будто вендор (завод-изготовитель промышленного робота) приедет к ним и самолично установит робота, это далеко не так.
Сам по себе промышленный робот (манипулятор) не представляет ценности без инструмента, будь то сварочное устройство, захват, распылитель и т.д., в зависимости от решаемых задач.
В связи с этим ценность робота рассматривается в составе так называемого робототехнического комплекса (или его могут называть ячейкой), включающего в себя собственно самого робота, установленный на него инструмент, оснастку, систему безопасности, машинное зрение, конвейерные системы, периферийное оборудование и т.д.
Здесь появляется очень важный для рынка участник – компания-интегратор, в чьи задачи входит:
– провести аудит процессов предприятия;
– спроектировать будущее решение;
– подобрать и изготовить периферийное оборудование;
– выполнить монтаж и пусконаладочные работы;
– обучить персонал и оказывать в случае необходимости сервисную поддержку.
Вендор теоретически и сам может произвести все эти работы, но в таком случае проект должен быть очень крупным, например, как недавно введённый в Атырауской области газохимический комплекс Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.
Но в целом рынок в мире устроен так, что роботы внедряются силами компаний-интеграторов.
Роботизация в Казахстане
В Казахстане, несмотря на относительно низкий показатель уровня плотности роботизации, а это примерно 4 на 10 000 рабочих в обрабатывающей промышленности при среднемировом 141 (данные за 2021 год), роботизация протекает планомерно.
Мы сейчас наблюдаем, как меняется отношение к роботизации у отечественных предприятий от «вау, что за рокет сайнс» к стандартному оборудованию, ведь ни у кого не вызывает удивления, когда используется станок с числовым программным управлением (ЧПУ), а в Европе вместе с тем роботы активно применяются с прошлого века.
В Казахстане, по нашим данным, предприятия активно применяют роботов на участках паллетирования, сейчас у нас большой спрос со стороны мукомольных компаний и других представителей пищевой отрасли. Роботизация позволяет им повысить производительность на участке, укладывать мешки ровно по схеме, решить вопрос с нехваткой кадров и гибкости при смене габаритов мешков.
В отечественном автопроме применяют роботов на участке покраски, а с ростом объемов производства неизбежно возникнет необходимость роботизации и других участков, не зря в мире автопром является одним из крупнейших потребителей роботов.
В машиностроительных предприятиях применяют роботизированную сварку.
В металлургии и производстве цемента, например, роботизированы процессы сдирки катодов и отбора проб.
В Казахстане в предыдущие годы роботы были инсталлированы генподрядчиками в основном в рамках крупных EPC-проектов.
В свою очередь известные «февральские» события в соседнем государстве наложили отпечаток и на рынок роботизации.
Так, из крупной четверки вендоров, производящих промышленных роботов (KUKA, Fanuc, ABB, Motoman), в Казахстане представлена только KUKA с представительством в Алматы и сервисной поддержкой.
Да, никто не запрещает ввозить в Казахстан оборудование, однако вопросы гарантии и сервиса сильно усложняются, так, например, гарантия на робота Fanuc, приобретённого в Турции, будет действовать на территории Турции, а не Казахстана.
В части компаний-интеграторов, если исключить европейские компании, и взять, к примеру, российских интеграторов, то они загружены на год вперед ввиду опять же «февральских» событий, повлекших спрос на автоматизацию из-за политики импортозамещения и нехватки трудовых ресурсов.
Но в Казахстане, в то же время, формируются благоприятные условия для роботизации, развиваются собственные интеграторы, хорошо знающие местный рынок и возможные инструменты государственной поддержки. Крупные вендоры рассматривают релокацию своих офисов из России в Казахстан, как это уже сделала компания KUKA, есть Казахстанская ассоциация роботизации и автоматизации.
Отвечая на ключевой вопрос, как извлечь максимальную пользу от промышленной роботизации, опыт показывает, что привлечение компетентного партнера на этапе проектирования РТК играет решающую роль, позволяет избежать многих ошибок и максимизировать коммерческий эффект от внедрения.
Как известно, если ошибка на этапе проектирования может стоить х тенге, то ошибка на этапе реализации уже на порядок больше.
В нашей практике были случаи, когда предприятия собственными силами пытались внедрить робототехнические комплексы и в результате не смогли достичь поставленных целей. Поэтому наша рекомендация – обращаться к компаниям-интеграторам с солидным опытом и портфелем реализованных проектов из вашей отрасли.
Автор: генеральный директор IDS Metra Robotics Акылбек Илиуф
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz