Стоковые изображения от Depositphotos
АО «Костанайские минералы» – единственная в Казахстане компания по добыче хризотил-асбеста. Карьер, принадлежащий предприятию, занимает четвертое место в мире по его запасам. Более 95% продукции компании уходит на экспорт. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz финансовый директор АО «Костанайские минералы» Исламбек Орумбаев рассказал о том, с какими вызовами компания сталкивается сегодня.
— Исламбек Нуртаевич, год был непростым. Как сложившаяся геополитическая ситуация в мире повлияла на состояние хризотиловой отрасли Казахстана?
— Планы на 2022 год были амбициозные. Но произошли январские события, начались военные конфликты в соседних странах – такой год, по-моему, можно считать за два или даже за три. Ситуация на рынке хризотила менялась несколько раз. Одним из основных для нас был вопрос международной и внутристрановой логистики.
Из-за сложностей с обеспечением транспорта объемы экспорта значительно снизились в I-II кварталах прошлого года. Поэтому весной мы были вынуждены официально выйти на простой. Определенное время мы работали на склад. Отгрузки в дальнее зарубежье упали на 60%. Вместо положенных 20 тыс. тонн в месяц они снизились до 8 тыс. тонн – для нас это было серьезным падением объемов.
Можно сказать, что мы вели битву планирования. Решали, какими путями осуществлять отгрузку продукции, искали новые логистические маршруты. Этот вопрос отрабатывался в том числе и на правительственном уровне. Основной объем мы направляли в страны дальнего зарубежья через российские порты, до которых наш товар доставлялся железной дорогой.
Таким образом, получилось открыть пути через грузинский порт Поти (Транскаспийский международный транспортный маршрут) и Клайпедский порт в Литве, до которого товар едет через территорию России. Эти изменения в какой-то степени осложнили работу, а также заметно увеличили затраты на логистику наших клиентов. Рыночные тарифы на перевозку также выросли. Из-за этого нам стало дороже поставлять продукцию в Узбекистан и Кыргызстан.
В целом нарушение логистических цепочек в прошлом году вызвало необходимость переориентации как экспортных, так и импортных маршрутов.
— Какие меры были предприняты из-за экспортных барьеров?
— В конце прошлого года на железной дороге РК начались определенные сложности. Мы столкнулись с дефицитом вагонов, из-за чего отгрузка осуществилась лишь на 80%. У нас были и другие заказы, но по ним мы не успели отправить товар.
Сегодня ситуация более-менее стабилизировалась. Мы говорим о транзитном потенциале страны. Без этой инфраструктуры реализовать идею будет непросто. Более того, стабильная работа железной дороги – это вопрос национальной безопасности.
За последние полгода у нас возникала мысль приобрести вагоны и локомотивы. Мы прорабатываем этот вопрос. Инвестиции в данный проект большие, но даже это может не решить проблему. Необходимо, чтобы отлаженно работали перевозка, подача/уборка на станциях и чтобы составы не задерживались. Поэтому мы также рассматриваем вариант сотрудничества с компаниями, у которых уже есть вагоны. Таким образом, мы прорабатываем разные сценарии. Даже если завтра все наладится, у нас будут запасные варианты по отгрузке.
Радует, что правительство понимает текущую ситуацию. Совместно мы ищем решения, варианты, новые подходы. Мы все время работаем над новыми транспортно-логистическими маршрутами по поставке нашей продукции, находимся в постоянном контакте со всеми министерствами.
— Насколько 2022 год был эффективным для компании? Поделитесь, пожалуйста, результатами.
— Несмотря на ситуацию в стране и мире, спрос на казахстанский хризотил показывал положительную динамику и твердый экспортный характер. Мы выполнили свою производственную программу – 250 тыс. тонн хризотила 3-6 групп – и планировали продать столько же. Отгрузка в итоге составила 240 тыс. тонн, что на 4% ниже плана. Тем не менее, мы считаем, что это хороший результат для такого сложного года.
В прошлом году нам удалось достичь рекордного показателя по производству за последние 30 лет – 251 тыс. тонн. Мы работаем практически на пике наших технологических возможностей. У казахстанской хризотиловой отрасли высокий потенциал.
— href="https://aqparat.info/city/28952-kostanai.html">Костанайские минералы – экспортно ориентированная компания. Как сегодня обстоят дела с экспортом?
— В 2022 году он составил порядка 230 тыс. тонн. Как и прежде, 95% всей продукции экспортируется в такие страны, как Узбекистан, Индия, Таджикистан, Шри-Ланка, Китай, Туркменистан, Украина, Вьетнам, Таиланд и Кыргызстан. Внутреннее потребление составляет около 4-5%.
— Выросло ли потребление внутри Казахстана?
— В Казахстане есть два шиферных завода – потребители нашего сырья – в href="https://aqparat.info/city/36177-semei.html">Семее и href="https://aqparat.info/city/38328-shymkent.html">Шымкенте, которые показали рост в 2022 году. В сумме они сегодня закупают порядка 10 тысяч тонн хризотила.
Сегодня вся продукция, которая используется для производства кровли и различных фасадных решений в Казахстане, изготовлена из сырья АО «Костанайские минералы».
— Назовите значимые, на ваш взгляд, события прошлого года.
— Модернизация производства, улучшение технологического процесса, снижение негативного влияния производства на окружающую среду.
Что касается модернизации, то на сегодняшний день мы улучшили эффективность производства. По технологическим показателям обогащения за последние годы: энерго — и водопотребление снижено более чем на 40%, расход дизтоплива и газа сокращен на 30%, техническая оснащенность приближена к мировым стандартам. Также внедряются современные автоматизированные системы контроля.
Сейчас мы проводим большую работу по процессу сушки руды – нашим основным технологическим процессом. Совместно с учеными мы нашли решение по улучшению этой технологии. Также сокращаем экологический след компании. Параллельно мы хотим добиться экономии газа. Уже в текущем году по одной печи начнется корректировка технологии в рамках экспериментальной работы. Насколько это будет эффективно — покажет время.
Могу сказать, что в последние годы мы сознательно наращиваем объемы инвестиций, направленные на реализацию природоохранных программ и проектов. В списке экостратегии есть проект по сокращению водопотребления. Специалисты ведут анализ потребления воды как в технологической цепи производства, так и для хозяйственно-бытовых нужд. Итоги исследования дадут возможность полностью контролировать процесс.
В идеале предприятие должно прийти к тому, чтобы закольцевать использование значительного объема потребляемой воды в собственной системе. Либо возвращать ее в окружающий мир как минимум в прежнем или еще более чистом виде.
Компания реализовала проект по изменению схемы осушения карьера. Речь идет о запуске локальной системы водоотведения. За счет этого мы исключим попадание воды в карьер. А значит, и влияние горных работ на подземные воды. Более того, от реализации этого проекта мы получили дополнительный эффект – снижение объемов работ по сушке руды. Это чистая экономия.
Мы также работаем над поиском возможностей расширения производства, сотрудничая с американскими, канадскими, казахстанскими научно-исследовательскими центрами.
— Сколько сотрудников работает в АО «Костанайские минералы» на сегодняшний день?
— Около 2010 человек.
— В современном мире делать прогнозы довольно сложно. Сегодня рынок более-менее стабилизировался. И в ближайшее время эта ситуация должна сохраняться. Некоторые рынки начали минимизировать риски и искать новых поставщиков хризотила из-за санкций (российских – Ред.).
Мы вступили в 2023 год, набрав хороший темп. По направлениям отгрузки мировое потребление хризотила устойчиво. Как и прежде, рынок будет сфокусирован на странах Юго-Восточной и Центральной Азии. Наша первоочередная задача – обеспечить спрос, расширить рынки сбыта. Главное, что есть потенциал. Компания планирует отгрузить 260 тысяч тонн готовой продукции в 2023 году.
Что касается сложностей, то мы знаем, как с ними быть. В истории предприятия были не менее сложные периоды, но мы всегда находили решение проблем.
— Что в текущих условиях можно сделать для стимулирования экспорта?
— Сейчас в транспортной отрасли Казахстана происходят изменения. И есть надежда, что они в итоге дадут положительный эффект – мы сможем снизить масштаб связанных с логистикой проблем. Со своей стороны мы будем и дальше производить востребованный продукт, который надеемся экспортировать потребителям по всему миру.
Сколько хризотила экспортировал Казахстан в 2020 году
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz