Популярные темы

Режиссер «Айты» Степан Бурнашев признался, что взял кредит на съемки фильма

Дата: 30 марта 2023 в 20:26 Категория: Новости экономики


Режиссер
Стоковые изображения от Depositphotos

В трейлере «Айты» есть цитата от критика о фильме: «Это если бы Дэвид Финчер снял «Убить пересмешника». Как вы относитесь к подобным сравнениям?

Легко! Обществу всегда нужны ориентиры, поэтому мы часто сравниваем. Мне кажется это естественным сравнивать одних режиссеров с другими.

А лично вам хотелось бы с кем сравнений?

Мне вообще не важно (улыбается). Я знаю, что снимаю свое кино.

В СМИ пишут, что фильм основан на реальных событиях насколько это так?

События фильма действительно произошли в жизни. Эту историю мне рассказал троюродный брат, который на тот момент работал следователем.

Чем она вас тогда зацепила?

Она очень трагичная. Думаю, наша история откликнулась бы в любом человеке. Основная проблема фильма отцов и детей с каждым годом только усиливается. И тема о силе толпы, о местиК тому же благодаря этому фильму я получил возможность высказаться на несколько актуальных лично для меня тем. От того момента, как я узнал историю, и до начала съемок прошло порядка пяти или шести лет: все это время она варилась у меня в голове, в процессе добавлялись сюжетные повороты, волнующие меня именно сейчас.

Как вы подбирали каст к фильму?

Часть актеров вырисовывалась во время написания сценария, а кто-то после. Я же практически никогда не делаю кастингов. Изначально знаю, что тот или иной актер реалистично сыграет этого героя на экране.

Вы разыгрываете роль в своем будущем фильме среди зрителей «Айты». Это маркетинговый ход? Расскажите об этом отборе, пожалуйста.

Конечно, это можно расценить и как маркетинговый ход фильма, мы придумали его вместе с дистрибьюторами. Но надо понимать, что ко мне часто обращаются люди с просьбой взять их на роль или в команду. Мы подумали, это будет полезно как для одной, так и другой стороны. Это реальный шанс для людей, желающих сняться в кино. Правда, я пока не понимаю, на какую роль возьму победившего человека. Это будет зависеть от него, так как я буду стараться найти самого подходящего персонажа.

Можно ли написать роль специально?

Я никогда не пишу роль под человека. У людей а у актеров в особенности большая амплитуда, которая позволяет легко найти место в кино.

Кадр из фильмы «Айта» (2022)

Вы признавались, что любите работать с непрофессиональными актерами. Почему?

Не сказать, что люблю, но иногда из-за этого получается некое разнообразие, которое идет только в плюс. К тому же довольно сложно заполнить второстепенных персонажей только актерами из Якутии, поэтому прибегаю к такому подходу. Бывает, конечно, когда и на основные роли выбираю любителей, но у нас много непрофессиональных актеров имеют большой опыт работы в кино. Зачастую они уже актеры с большой буквы.

У вас тоже нет профессионального образования. Приходилось ли вам сталкиваться с пренебрежением от коллег из-за того?

Раньше да, некоторые персонажи даже не здоровались (смеется). Думаю, такое происходит во многих профессиях. Со временем подобное отношение пропало. Сейчас мы с этими же людьми общаемся, они советуются со мной.

В первое время у меня возникал комплекс неполноценности из-за этого, но, как и комплекс с заиканием, я его победил. Даже если и говорят, то пусть. Меня это не волнует. Я сам делаю свою жизнь и много работаю.

Сейчас нет желания получить «корочку»? Либо вы считаете, что это стало вашей изюминкой?

Не сказал бы, что это моя изюминка. Просто я многому научился именно на площадке. С каждым фильмом, а я их снял уже много, ты учишься. Плюс из-за того, что я начинал снимать самостоятельно, практически все специальности в области кино знаю назубок. Это мне сильно помогает. На самом деле, таких режиссеров не так много, некоторые даже не знают, как включить камеру. А я, если очень надо, могу обойтись без оператора. В целом, наверное, хорошо, что у меня нет режиссерского образования. Нет рамок. Я знаю кинематографические правила, но нет бзика постоянно им следовать.

Возвращаясь к «Айте» было ли решение снимать фильм летом специальным режиссерским ходом?

Отчасти да, просто эта история ложилась на дождливую погоду, и сценарий был написан к ней. Я выбрал раннюю осень, так как в это время обычно пасмурно, хотя август у нас вышел очень теплым. Обычно мы в это время не купаемся, а тут прямо до конца съемок при температуре +26.

Поэтому у нас были проблемы с фактурированием окружающей среды. Надо было, чтобы было мокро, поэтому приходилось фактурить самим.

Много ли воды ушло?

За весь съемочный процесс мы вылили порядка 60 куб. метров воды.

Считается, что вы сняли «Айту» на деньги с продажи машины и кредита, не сказав об этом жене

Моя жена как самый близкий мне человек, конечно же, знала о всех моих решениях (улыбается). Остальное да. Получилось так, что я продал машину и использовал деньги в съемочном процессе. Что касается кредитов, то они, к сожалению, всегда были, но надеюсь, что скоро я со всеми долгами расплачусь.

Кадр из фильмы «Айта» (2022)

Видела также, что «Айту» хотели взять на крупный международный фестиваль класса А, но после 24 февраля передумали. Правда ли это?

К сожалению. Мы вели долгие переговоры, и у нас спрашивали, есть ли государственная поддержка картины. Потом убедились, что фильм снят на частные деньги, и дали согласие, но по итогу все-таки не взяли. Мы до сих пор общаемся, но пока у известных фестивалей нет особого желания брать российские проекты.

Насколько это задело вас?

Это, конечно же, обидно. Многие, кто посмотрел фильм, считают, что он достоин показа на лучших фестивальных площадках. Но что случилось, то случилось. Работаем дальше, выходим в прокат, и, возможно, на фестивалях класса поменьше покажут фильм.

Расскажите, пожалуйста, закрылись ли в целом международные показы для якутских лент?

Все зависит от класса. Много американских фестивалей не отказываются брать наше кино например, я участвовал в прошлом году в двух. В 2023-м меня пригласили на фестиваль родного языка в Вашингтоне. Отказы исходят именно от именитых фестивалей, хотя и туда российские ленты умудряются попасть.

Говоря о деньгах, стало ли государство охотней финансировать картины из Якутии на фоне успеха?

Федеральное Минкультуры еще ни одному продюсеру из Якутии не выделило субсидию. Только на проекты, которые продюсировались ребятами из Москвы. Местные были только со-продюсерами в таких проектах. В прошлом году я пробовал получить деньги от федеральных властей: тогда мы прошли отбор, но нас сняли на этапе питчинга. Так что на данный момент ни один продюсер из Якутии не получил поддержку от Министерства культуры Российской Федерации.

При этом у нас есть Министерство культуры и духовного развития Республики Саха, которое с 2020 года выделяет по 80 млн. руб. ежегодно, по итогу получается по 20-25 млн. Кого-то поддерживают, а кого-то нет.

Откуда тогда берется этот альтруизм снимать картины буквально себе в финансовый ущерб?

Почему в ущерб? Некоторые выходят в плюс или ноль с проката все индивидуально. На самом деле, в Якутии налажен прокат, плюс мы пытается выходить за пределы республики. И хотим, чтобы в будущем якутское кино показывалось по всей России.

Все ли ваши картины покрывали расходы с проката?

Нет, но какие-то действительно окупались, какие-то уходили просто в ноль. Есть и те, с которыми я ушел в жуткий минус.

А если бы, например, вам предложили работать в Москве с крупными бюджетами, вы бы стали размышлять о такой возможности?

Я люблю свой дом. Здесь моя семья: дети, родители и друзья. Для любого человека переезд это большое решение. Конечно, я могу легко решиться временно поработать в Москве, но навсегда, наверное, не хочу. Мне комфортно дома.

К тому же, сейчас развито дистанционное общение. Мы же с вам общаемся по Zoom, и таким образом можно решать многие вопросы. Не вижу в этом никаких проблем.

Вы не раз говорили, что якутские фильмы интересны в других регионах, а также среди международного зрителя, так как они рассказывают о жизни правдиво. При этом можно ли сказать, что вам как режиссеру важно отразить местный колорит?

Думаю, что это получается само собой. Когда ты снимаешь кино в Москве, то показываешь город и его жителей. Это естественно. Или, например, в фильме о самураях ты же не будешь использовать мечи крестоносцев, а возьмешь те, что были в реальности.

Другой вопрос, есть ли у тебя в фильме этнографическая составляющая. При создании фильма о самураях она важна, но в моих лентах «Айта», «Наша зима» или «Черный снег» рассказываются обычные современные людские истории просто происходящие в Якутии. Их можно адаптировать под любой регион и страну. Можно ли представить, что события «Айты» происходили в Калуге или Бразилии? Легко!

Расскажите, пожалуйста, о якутском зрителе, как отличаются вкусы публики на территории республики? Например, я читала исследование, в котором говорилось, что даже успехи «Чебурашки» в Якутии выглядели не такими впечатляющими.

Якутский зритель очень требовательный. Вообще, у нас издавна любят кино, и если посмотреть статистику по заполняемости залов, то наша республика всегда впереди всех регионов. К якутским фильмам, конечно, отдельное отношение, но это не значит, что все ходят именно на них. Такое было раньше, а сейчас зритель стал более требовательным.

Кадр из фильмы «Айта» (2022)

Слышала мнение, что развитию кинематографа в Якутии якобы способствовало то, что там нет федеральных сетей.

В других регионах снимают фильмы, но их не показывают на больших экранах. А у нас однажды показали, люди пошли, и после этого все поняли, что местное кино интересно. В результате везде стали снимать фильмы разного уровня. По итогу количество переросло в качество. Сейчас остались те, кто хочет снимать кино, а не зарабатывать на нем. Плюс появляются новые ребята, которым проще идти по уже протоптанной тропинке.

Кого бы из якутских режиссеров вы выделили?

Всех, кто бок о бок со мной. Это, конечно же, мои друзья Дмитрий Давыдов и Алексей Амбросьев, наша обожаемая Люба Борисова, Миша Лукачевский, Эдуард Новиков. Володя Мункуев, хотя он сейчас живет не в Якутии. Мы же все общаемся, сценарии отправляем друг другу. У нас здоровая конкуренция: не враждуем, а дружим и поддерживаем.

Вы с Дмитрием Давыдовым создали кинокомпанию «Амма продакшн». Много ли в Якутии молодых режиссеров, которым требуется поддержка?

Мы ее создавали под наш общий фильм «Ыт». Сейчас ее названием активно пользуются начинающие снимать ребята из Амги, мы с Димой родом оттуда. Это очень талантливые ребята, и, например, на прошлом фестивале в Ханты-Мансийске приз взял фильм «Кукушка» Евгения Николаева, работающего под эгидой «Амма продакшн».

Не скажу, что очень много желающих заниматься именно режиссурой. К нам приходят люди, которые хотят развиваться в операторском деле, у художников появляются все новые и новые ребята. Но потихоньку количество кинематографистов в республике увеличивается.

Есть ли в ваших планах какие-то новые проекты?

Мы с Дмитрием Давыдовым планируем снять альманах. Сейчас ищем дополнительное финансирование. Посмотрим, что из этого выйдет. В этом году планируем начать съемки. Касаемо других проектов, идей много, но конкретики пока нет.

По сообщению сайта Газета.ru

Тэги новости: Новости экономики
Поделитесь новостью с друзьями