Стоковые изображения от Depositphotos
Tazabek — Центральный банк России подготовил доклад об использовании цифровых технологий в финансовом секторе. В докладе сообщается о существующих практиках правового регулирования цифровых активов. Tazabek решил сравнить регулирование подобных активов в Кыргызстане с другими странами.
В консультационном материале «Развитие рынка цифровых активов Российской Федерации» разработчики сравнили механизмы регулирования нетрадиционных финансовых инструментов и их продуктов в некоторых государствах.
Последний проект регламента о регулировании рынков криптоактивов в ЕС выделяет три формы криптоактивов в зависимости от наличия механизма стабилизации.
Так, криптоактивы, предоставляющие права на прибыль, могут квалифицироваться в качестве финансовых инструментов и должны соответствовать правилам ЕС по ценным бумагам.
Первые две категории включают токены (цифровые знаки, удостоверяющие права владельца) электронных денег и токены, курс которых привязан к стоимости активов. Первые должны быть авторизованы как кредитная организация или организация в сфере электронных денег.
«Вторая группа должна предоставлять их держателям понятную и не вводящую в заблуждение информацию, иметь политику по выявлению, управлению и потенциальному раскрытию конфликтов интересов, иметь надежную систему управления», — говорится в докладе.
США
Согласно данным Цб РФ в США отсутствует федеральное законодательство в отношении цифровых активов. При этом их выпуск квалифицируется как выпуск ценных бумаг в случае успешного прохождения «теста Хауи».
Если тест дает положительный результат, то выпуск токенов подпадает под действие существующего законодательства в сфере ценных бумаг. Требования к организациям устанавливаются на уровне штатов департаментами финансовых услуг.
К примеру, в Нью-Йорке стэйблкоин должен быть полностью обеспечен резервами активов. Эмитенты должны утвердить правила, заранее одобренные местным органом, согласно которым у каждого владельца есть право на погашение стейблкоина у эмитента по номиналу за вычетом комиссий.
Служба по надзору за финансовыми рынками Швейцарии (FINMA) выпустила руководство, согласно которому цифровые активы, дающие право требования к эмитенту или право на участие в капитале организации, с точки зрения экономических функций аналогичны акциям, облигациям и производным инструментам.
Обладатели таких активов могут, например, претендовать на долю в компании или на долю от дохода будущей компании.
К данной категории также относятся токены, представляющие собой физические активы, которые могут обращаться посредством блокчейн-технологии, уточняется в докладе.
Германия
В Германии законодательство устанавливает не только правовую базу для электронных ценных бумаг, являющихся эквивалентом традиционных ценных бумаг, но и возможность ведения «децентрализованного реестра криптоценных бумаг», который может быть основан на технологии распределенного реестра.
DeFi – модель организации финансов, основанная на оказании услуг без участия финансовых посредников или централизованных процессов, характерных для традиционного предоставления финансовых услуг.
Казахстан
В Казахстане используется подход, который предполагает категоризацию цифровых активов не в качестве аналогов традиционных инструментов, а как нового вида активов, в отношении которых действуют особое регулирование и требования.
Согласно законодательству РК цифровой актив – имущество, созданное в электронно-цифровой форме с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, не являющееся финансовым инструментом, а также электронно-цифровая форма удостоверения имущественных прав.
«Цифровые активы делятся на обеспеченные и необеспеченные. Обеспеченные цифровые активы являются цифровым средством удостоверения имущественных прав на товары и услуги», — сообщают разработчики.
При этом цифровой актив не обеспечивает права на финансовые инструменты и не предоставляет его собственнику или владельцу соответствующих прав в отношении юридического лица.
Беларусь
В Беларуси к цифровым активам также применяется специальное регулирование. Так, законодательством определено понятие токена: запись в блокчейне, иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца токена прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой.
Кыргызстан
В Кыргызстане аналогично Беларуси и Казахстану цифровые активы отделены от понятия традиционных ценных бумаг.
Виртуальные активы не являются платежным средством, валютой и ценной бумагой на территории Кыргызстана.
При этом виртуальный актив может быть как самостоятельным объектом гражданского права, так и средством удостоверения имущественных и неимущественных прав, в том числе прав требования на другие объекты гражданских прав.
Также виртуальные активы могут быть обеспеченными или необеспеченными. Необеспеченные виртуальные активы не удостоверяют права, не обеспечены какими-либо правами и обязательствами, а также другими объектами гражданских прав.
Виртуальными считаются те активы, которые создаются, хранятся и обращаются с использованием технологии распределенных реестров или аналогичной технологии и не являются денежной единицей (валютой), средством платежа и ценной бумагой.
«Цифровой токен — вид виртуального актива, являющийся средством удостоверения имущественных и (или) неимущественных прав, в том числе прав требования на другие объекты гражданских прав», — сообщается в законе КР.
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
По сообщению сайта Tazabek