Популярные темы

В РНИМУ Пирогова рассказали о собственной методике обучения врачей с помощью VR-тренажеров

Дата: 07 ноября 2022 в 11:16 Категория: Новости экономики


В РНИМУ Пирогова рассказали о собственной методике обучения врачей с помощью VR-тренажеров
Стоковые изображения от Depositphotos

Какое место VR-технологии занимают в медицинском образовании?

Я бы назвала это еще одной образовательной методикой. Тренажеры, созданные с применением VR-технологий, обеспечивают высокую достоверность и максимальный эффект погружения в реальную работу врача. Обучающийся может оценить состояние пациента, в том числе применяя инструментальные методы исследования, и провести лечение, включая сердечно-легочную реанимацию.

VR-тренажеры сегодня используются во многих медицинских вузах. Но в РНИМУ мы сами создаем виртуальную среду.

Наша задача разработать VR-тренажер, в который поверит врач. Не тот, в который он зайдет, посмотрит и скажет: «Детская игрушка!», а в котором он почувствует себя действительно на рабочем месте.

И мы это в прямом смысле проверяем все на себе. Например, я врач, 15 лет отработала в поликлинике. И если я поверю в то, что мы сделали, то я считаю, что этому поверят и остальные врачи. До сих пор помню момент, когда впервые надела очки с нашей программой и увидела первого пациента, как он на меня посмотрел. Я поверила.

Сколько таких тренажеров уже удалось разработать?

Мы создали три самостоятельных тренажера. Идея первого появилась в 2018 году и была реализована в 2019 это был тренажер по отработке алгоритмов экстренной неотложной помощи для врачей клинических специальностей.

Локация тренажера процедурный кабинет поликлиники. Врач сталкивается с одной из шести клинических ситуаций: острым коронарным синдромом с отеком легких, острым коронарным синдромом с кардиогенным шоком, обмороком, анафилактическим шоком, внутренним кровотечением, сердечно-легочной реанимацией. Заранее ситуация неизвестна. Врач должен обследовать пациента, определить наиболее жизнеугрожающие симптомы и оказать помощь.

Затем мы создали аналогичный симулятор для врачей-фельдшеров скорой помощи. Здесь локацией стала машина скорой помощи, размеры и обстановка которой соответствуют реальным.

Третий тренажер оказание неотложной хирургической помощи для хирургов, анестезиологов-реаниматологов, врачей скорой медицинской помощи. Локация операционная.

Разработка этой программы была гораздо сложнее предыдущих, так как очень точное использование хирургических инструментов трудно дается в виртуальной реальности.
Необходимо учитывать специфику работы с каждым отдельным инструментом. Этот тренажер уже работает, но мы планируем и дальше развивать его.

В симуляциях чаще всего используются молодые девушки и юноши. Но в реальности на прием к врачу приходят люди самых разных возрастов и комплекций. Поэтому в наших тренажерах пациенты самые разные.

Как выглядит эта виртуальная среда?

Тренажеры работают в трех режимах. Демонстрационный самый легкий, со множеством подсказок. Он нужен, чтобы адаптировать специалиста в виртуальной реальности, а также показать, как правильно вести себя в конкретной ситуации.

Второй режим обучающий, где специалист может попробовать все делать сам. Если он несколько раз ошибся, его поправят, либо он может сам попросить помощи, если не знает, что дальше делать.

И третий контрольный режим. В нем все как в жизни человеку плохо, с каждой секундой становится хуже. Время наш главный враг, а промедление подобно смерти. И это действительно так, реальный пациент может умереть, если ничего не сделать или сделать что-то неправильно.

В этом режиме специалисту необходимо самостоятельно выбрать препараты, дозировку, способ и место введения. У нас предусмотрено все возможность введения неправильных препаратов, недостаточная или избыточная доза, как все вместе это повлияет на пациента. Мы постарались проработать сценарии максимально точно с медицинской точки зрения. Чтобы наш пациент не был статичным объектом, чтобы он был «живым».

Даже летальный исход прописываете?

Да, конечно. И тогда подключается следующий блок сердечно-легочная реанимация. Вы можете своего пациента спасти! В сердечно-легочной реанимации тоже есть вариабельность. У пациента может быть асистолия или фибрилляция желудочков действия врача при этом разные. Дефибриллятор не всегда нужно применять. Это только в кино его применяют всегда. А на самом деле нет. И это надо понимать и принимать верное решение.

Тысячи нюансов, десятки разветвления сценария, которые мы должны продумать, а программисты должны прописать основная причина того, что тренажер создается так долго. А в конце все это необходимо проверить много-много раз. По любому разветвлению сценария мы можем дойти до конца: либо до стабилизации пациента, либо до клинической смерти. На мой взгляд, и на взгляд экспертов, VR-тренажеры ценны тем, что в них мы можем безопасно как для врача, так и для пациента создать жизнеугрожающие ситуации, которые при обучении мы воссоздать не можем.

Как происходит разработка тренажера?

Это большая работа сценаристов и программистов. В среднем, на создание тренажера у нас уходит примерно год, а команда сценаристов может насчитывать несколько десятков человек. Этапов несколько. Первый это большая доклиническая часть, мы придумываем и решаем какой тренажер сделать, для какой целевой аудитории. Тренажер виртуальной реальности это действительно дорогая разработка не только по деньгам, но и по времени. Поэтому наши тренажеры рассчитаны на широкую медицинскую аудиторию.

После того, как мы определились с целью, идеей, темой и аудиторией, начинается поиск авторов сценария. Все наши сценарии основаны на клинических рекомендациях, стандартах и протоколах оказания медицинской помощи. Чем больше профессионалов приглашается со стороны на этапе создания сценария, тем он лучше будет проработан. В качестве авторов мы приглашаем преподавателей нашего и других медицинских вузов, различных национальных медицинских исследовательских центров, и просим в рамках нашего сценария прописать все детали. Мы даем канву, как видим развитие жизни в этом сценарии.

Это же практически игра. Мы стараемся соблюсти все игровые технологии. У нас есть персонажи, роли, сюжеты. Кстати, сейчас даже задумались об ачивках и пасхалках. Так что в скором будущем можно рассчитывать, что в тренажерах добавятся и рейтинги, и звания, и другие фишки.

Параллельно с этой работой запускается этап поиска высококвалифицированных технических разработчиков. Рассматриваем кандидатов с богатым опытом работы с медицинской тематикой.

И каков же объем сценария, учитывающего все варианты развития событий?

Самый большой наш сценарий занимает 144 листа мелким шрифтом. Это огромный труд большой группы авторов. А для технических разработчиков сложность состоит еще в том, что это медицинская направленность. Чтобы снять для них пошагово каждое действие, мы все делали на манекенах из симуляционного центра.

Параллельно мы с разработчиками сценария пытаемся понять, что можно сделать, а что нам пока не доступно. Нет смысла расписывать то, что невозможно сделать достоверно. Например, пока мы не можем обеспечить тактильный контакт и не сможем еще лет пять, а то и десять. К сожалению, тактильные костюмы из кино пока только на уровне экспериментальных образцов. Так что, если мы пока не можем пальпировать пациента в виртуальной реальности, мы этого не прописываем.

Сложно ли уговорить эксперта присоединиться к проекту?

Соглашаются сотрудничать далеко не все врачи. Игровой подход сложный, многофакторный. Эксперты не всегда понимают зачем это нужно. Мы ищем тех людей, которые горят, которые готовы включиться в проект. Если они не понимают, зачем им расписывать каждый препарат во всех дозировках и каждое минимальное действие тогда не будет такого сценария, которого мы хотим.

Я обычно рада, когда человек отказывается сразу. Он понимает, что не согласен с идеями геймификации, считает это чем-то несерьезным. И если они сразу об этом говорят нам проще.

А откуда берется мнение о несерьезности такого подхода?

Виртуальная реальность не идеальна, идеальных методов не бывает. Но мы и не говорим, что виртуальная реальность может что-то заменить. Это не альтернатива, а еще одна образовательная методика, которая поможет получить знания, и, что самое главное, освоить навык в тех ситуациях, которые мы не можем предложить в жизни для тренировки нашим студентам, ординаторам. И как дополнение она прекрасна.

Когда человек оказывается в виртуальной реальности, он настолько вовлекается, настолько концентрируется, настолько сосредоточен, что, конечно, усвояемость знаний достаточно высока. В работе с тренажером мы вовлекаем все когнитивные системы: у нас есть подсказки на плашке, даются подсказки в наушники, есть возможность все взять, посмотреть.

Мы вовлекаем человека полностью. Он главный герой. Он не наблюдает за тем, что что происходит на экране. Он не смотрит кино, он сам в нем участвует.

И чем достовернее наш тренажер, тем больше он поверит в то, что происходит. Этот эмоциональный отклик от вовлеченности, который человек получает практически пусть в виртуальной, но реальности, он тоже влияет на усвояемость.

Есть ли при использовании тренажеров какие-то побочные эффекты?

У кого-то кружится голова, теряется ориентация в пространстве. Мы предлагаем попробовать в любой момент можно просто снять шлем. Но, как показывает практика, почти все проходят задачу до конца.

Специально для уменьшения «побочных эффектов» мы в наших тренажерах полностью избавились от рывковых телепортаций. В жизни мы ходим ногами. Если нужно подойти к изножью каталки, то ты реально к ней идешь никаких мгновенных перемещений. Это, по моим ощущениям, приводит к меньшей нагрузке на вестибулярный аппарат.

Где уже применяются тренажеры вашей разработки?

В самом РНИМУ многие кафедры используют тренажер как один из образовательных элементов в программах повышения квалификации врачей. Во время обучения преподаватель находится за компьютером и видит все показатели на экране, может просмотреть протокол действий специалиста, разобрать все допущенные ошибки.

VR-тренажер не заменяет преподавателя, а становится ещё одним инновационным инструментом в опытных руках.

Под руководством профессора, доктора медицинских наук Ольги Шархун была разработана программа повышения квалификации для врачей первичного звена всех специальностей «Отработка алгоритма оказания экстренной и неотложной медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях и состояниях». В программе есть теоретическая часть, отработка оказания помощи в VR-тренажере и отработка навыков оказания помощи на манекенах.

В Российском университете дружбы народов и в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте им. М. Ф. Владимирского используют наши разработки. Коллеги сами выбрали и приобрели подходящее им по цене и удобству оборудование, мы же помогали и консультировали с установкой программы. Сейчас оборудование виртуальной реальности доступно. Для установки тренажера не требуется специального компьютера, подойдет обычный, средней мощности.

Специалисты здравоохранения и медицинские организации могут скачать VR-тренажеры РНИМУ с Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Это бесплатно, но для использования нужно только купить оборудование.

Как планируется развивать проект дальше?

Во-первых, у нас в планах доработать остальные ургентные (неотложные) ситуации, которые входят в аккредитационные сценарии. Во-вторых, мы разрабатываем не только VR-тренажеры. Сейчас мы разрабатываем 3D-тренажер, который можно будет проходить как на компьютере, так и на экранах мобильных устройств.

В 3D-тренажере собраны реальные клинические ситуации, сценарии которых были написаны экспертами ведущих вузов и Национальных медицинских исследовательских центров по семи узким специальностям.

Это и сложные клинические случаи, и полиморбидные пациенты, и ситуации, основанные на реальной врачебной практике и многое другое. На портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования уже можно попробовать пройти этот тренажер.

По сообщению сайта Газета.ru

Тэги новости: Новости экономики
Поделитесь новостью с друзьями