Популярные темы

Режиссер Евгений Григорьев рассказал о работе с Юрой Борисовым и Павлом Деревянко

Дата: 20 октября 2022 в 11:16


Режиссер Евгений Григорьев рассказал о работе с Юрой Борисовым и Павлом Деревянко
Стоковые изображения от Depositphotos

В «Дедлайне» люди преклонного возраста, которые редко оказываются в поле интереса кинематографистов, обретают собственный голос и возможность рассказать свои удивительные истории. Что стало отправной точкой для создания проекта и насколько сложно было его питчить продюсерам?

Идея снять кино о людях третьего возраста пришла мне вместе с соавтором Марусей Саяпиной. Так получилось, что у нас с Марусей нет опыта наблюдения за тем, как стареет мужчина, как это обычно происходит в семье. У меня рано не стало отца, у Маруси тоже случилась своя трагедия. И мы решили, что нам этот опыт необходим, потому что когда ты видишь, как правильно и красиво люди стареют тебе хочется жить долго.

Мы выиграли открытый питчинг в Министерстве культуры и стали снимать. И сразу начало получаться что-то очень интересное. Декорациями для воплощения замысла мы выбрали модельное агентство, потому что это очень яркие декорации. Этот же замысел можно было реализовать в каком-то другом коллективе, в котором состоят люди третьего возраста, скажем, это мог быть какой-то ансамбль, хор, дом престарелых. Но мир моды, рекламы, конечно, изначально эстетически более привлекательный. К тому же в России есть модельное агентство для людей старшего возраста «Олдушка». Меня поначалу немного удивило, что такая сегрегация вообще существует. Но в процессе съемок я понял, что, конечно же, в работе с возрастными моделями есть определенная специфика.

Мы начали снимать и не успели закончить, потому что пришла пандемия, а всем нашим героям за 60, и мы просто не имели права к ним приближаться ни по каким соображениям ни по морально-нравственным, ни с точки зрения Роспотребнадзора.

Когда вы запускали «Дедлайн», было желание бросить вызов возрастным стереотипам и эйджизму в обществе? Или мотивация была в другом?

Вообще кино всегда разрушает стереотипы. Три бабушки на скамейке или никому ненужный старик с десятью котами в квартире, пенсионеры не умеющие пользоваться смартфоном, проживающие свою жизнь в телеэкране, вот же стереотипные представления, которых мы все боимся. Но в современном мире есть и другие кейсы проживания тех 20-30 лет, которые медицина и технологии подарили нам в XX и XXI веке. Мы же, действительно, живем значительно дольше это видно по статистике, которую предоставляет, например, Всемирная организация здравоохранения.

Кадр из сериала «Дедлайн» (2022)

Наша мотивация была в том, чтобы увидеть собственное будущее, каким оно может быть. Поэтому этот сериал рассчитан не только на тех, кому за 60, но и на тех, кому едва за 30, когда первый раз понимаешь, что гарантия на «тушку» закончилась, первые зубы стали выпадать, первые импланты поставлены, а хочется и дальше жить полноценной жизнью, но уже что-то с суставами не то ну, в общем, когда уже надо обращать на себя внимание, чтобы жить долго.

Мы снимали и хотели увидеть, почему нужно стремиться к тому, чтобы жить долгой и насыщенной жизнью. И самое потрясающее, что я обнаружил что старость есть свобода. Ну да, конечно, болячки есть, но с точки зрения всего остального ты гораздо более свободный человек.

Насколько легко сами герои шли на контакт и рассказывали о себе? Потому что каждая серия это не просто отдельный портрет человека, но и очень доверительный, откровенный рассказ о себе.

Когда вы с героем откровенны, когда вы друг другу доверяете, когда человек хочет рассказать о себе, почему он так живет вообще никаких проблем не возникает. Мы снимали и в бане, и в бассейне, и на свиданиях, и в салонах красоты, и на показах мод, и на съемке нижнего белья то, что обычно никак не «мэтчится» с цифрой 60+. В этом возникает какой-то резонанс, и это, на мой взгляд, очень интересно. Сами люди интересные.

При этом я как документалист уверен, что любого человека можно открыть как бутылку шампанского. Надо просто придумать или найти смысл открывания этой бутылки. Потому что главное происходит не у тебя на съемочной площадке и даже не с героем на экране, главное происходит с человеком в зрительном зале.

И вот мне кажется, что нам всем не хватает нежности. И мы делали нежный сериал и очень откровенный. И, возможно, мы чуть-чуть, на полградуса повернем представление о старости в умах и сердцах через глаза тех зрителей, которые это увидят. Этот сериал сделан для зрителя с любовью ко всем нам к людям разных возрастов и в разных жизненных ситуациях.

Какие чувства остались от общения с героями 60+? Вы говорите, что до этого у вас не было наглядного опыта старения человека, а как вы можете описать свой опыт после создания сериала?

Мне кажется, что меня лично они сделали гораздо более смелым, храбрым. Но сами они, конечно же, не «торт» каждый из них, это сложные люди, которые прожили сложную жизнь. И, в общем, не всегда наши интересы совпадали. А эффект от моего опыта такой я в спортзал пошел, сделал чек-ап, пролечил то, что нашли, и принялся за следующую картину.

Продолжите следить за судьбами своих героев? Есть шанс, что у кого-то из них сейчас после премьеры «Дедлайна» карьера пойдет в гору (как у модели Маргариты). Или возникнет общественный резонанс, и зрители захотят помочь обманутому дольщику Виктору (как было несколько лет назад с уфимским дворником Юрой, с которым сделал фотосессию GQ и чья жизнь после этого кардинально изменилась).

Нет, я не слежу за судьбами своих героев. Я подписан на их социальные сети, где они сами «докладывают» об их собственных достижениях. Современный мир избавил меня от того, чтобы за ними следить. Мы пишем друг другу короткие сообщения и обмениваемся какими-то впечатлениями о том, что у нас получилось.

Перед «Дедлайном» у вас вышел игровой дебют «Подельники» с Юрой Борисовым и Павлом Деревянко. В чем для вас главное отличие между художественным и документальным кино? Кажется, что главная цель и там, и там правда, но будто бы достигается она разными способами.

Во-первых, нет никакого художественного и документального кино. Есть виды кинематографа: игровое и неигровое. Все кино художественное, потому что содержит систему художественных образов. Поэтому наш сериал, я надеюсь, художественный и имеет отношение к кинематографу, а не к публицистике.

А в чем отличие? Ну, это принципиально разные виды кинематографа. В неигровом кинорежиссер это серфер в океане жизни. Ему нужно поймать волну, и никто не гарантирует ему результата, он может убиться в любой момент. Но, если ты эту волну поймаешь, то ни деньги, ни какие-либо вещества не смогут подарить тебе той степени красоты и свободы, которую ты получаешь в неигровом кино.

С точки зрения работы режиссера на неигровой площадке ты невидимый приемник. У тебя нет дублей. Не снято не было. Ты должен постоянно анализировать, что происходит, предугадывать события, каждый раз быть в нужное время в нужном месте. А в игровом кино, напротив, не существует ничего, кроме твоего контрольного монитора. И не существует никакой другой жизни, кроме той, что ты видишь в этом контрольном мониторе, где артисты пытаются достичь художественной правды.

Скажу так: мне на неигровой площадке никогда не бывает скучно. А на игровой бывает скучно, особенно, когда бывает перестановка света или нужно снимать какую-нибудь деталь. В общем, единственный смысл для меня как для режиссера в игровом кино сосредоточен в артисте. Только артист держит меня в этом довольно затратном виде деятельности. И я думаю, что неигровое кино, если оно сделано на той же высоте, что и игровое, живет дольше, потому что всегда является документом эпохи.

«Подельники» сейчас словно обрели дополнительный объем и из-за своего сюжета, и из-за своих героев (Витька-Людоед сейчас даже звучит иначе). Что чувствует автор, когда выясняется, что эффект от его проекта существует на более длительной дистанции и может обретать дополнительный смысл в зависимости от изменений в окружающем мире?

Я чувствую, что мы сделали какую-то работу. Наверное, я чувствую радость. Эта картина делалась не в публицистическом ключе и, конечно, изменения в мире будут открывать в ней какие-то другие коннотации с окружающей действительностью. Наверное, у нас получилось что-то такое, что будет жить дольше, чем новости. Я надеюсь, что это кино. Потому что кино, конечно же, из всех видов современного искусства живописи, поэзии, литературы стареет быстрее всего.

Кадр из сериала «Подельники» (2022)

В «Подельниках» вы работали с актерами Юрой Борисовым и Павлом Деревянко, в «Дедлайне» с обычными людьми. С кем работается проще: с тем, кто привык к камере и знает, как выполнять режиссерский задачи, или с тем, кто не имеет такого опыта, но, может, именно в этой искренности и рождается та самая магия?

Как я уже сказал, игровое и неигровое кино это совершенно два разных вида кинематографа, и художественная правда в них достигается разными способами. В игровом кино, действительно, имеет смысл только артист. Если у артиста в кадре что-то получается, или получается то, что нужно замыслу, то зрителю по большому счету наплевать, как оно снято, как оно смонтировано, срежиссировано. Артист ключевое в игровом кино. Ну, и история, конечно.

А в неигровом кино нет никаких задач у героев. Просто живешь рядом с ним и пытаешься рамкой кадра огранить его жизнь смыслом. Поэтому магия возникает. Этимология кинематографической магии совершенно разная, потому что разные цели.

В одном интервью вы рассуждали о современных онлайн-платформах, которые часто количеством релизов перекрывают их качество. Александр Роднянский как-то сказал, что условный и избыточный Netflix это супермаркет, а тот же условный, но избирательный HBO бутик. У вас какие ощущения от того, как развивается стриминг в России и как выстраивается самопрезентация платформ для зрителя?

Честно говоря, я об этом не думал. Для меня все современные платформы похожи на Ашан. Зашел забыл, зачем зашел. А с точки зрения профессионального сотрудничества мне очень понравилось работать с KION. Потому что у них очень высокая экспертиза в доке. И со START мы тоже довольно дружно сделали мою первую игровую картину. Я очень им благодарен. Собственно, помимо субсидий МК РФ, ИРИ, Фонда Кино, стриминговые сервисы такой же существенный и системный инвестор в отрасль. А в бытовой жизни я перехожу по ссылкам и даже не смотрю, на какую платформу я иду, потому что на меня работают совсем другие маркетинговые инструменты. Главные маркетологи для меня это мои коллеги, соцсети и зрительские отзывы. В этом смысле моим выбором управляет драматург, которому я доверяю, мой друг режиссер или просто, например, водитель такси, который говорит, что он посмотрел какую-то невероятную вещь тогда я набираю название в поисковике и смотрю там, где можно посмотреть. Понятно, что в силу профессии я подписан на все существующие платформы. Был подписан на все, теперь по известным причинам не на все.

Но в моей жизни появилась такая привычка как цифровая гигиена я не смотрю все подряд, потому что время жизни конечно. Это касается и того, что ты можешь снять, реализовать в театре, в кино, в литературе, и того, что ты можешь посмотреть. Поэтому конкуренция за зрительское внимание, уверен, растет и будет расти. И я думаю, что в ближайшем будущем мы придем к конкуренции не в технологии съемок, а к конкуренции смысловых парадигм, смыслов, которые транслирует то или иное аудиовизуальное произведение.

По сообщению сайта Газета.ru

Поделитесь новостью с друзьями