Популярные темы

Алена Солнцева о свободе от массового сознания в эпоху массовой культуры

Дата: 25 сентября 2022 в 11:56 Категория: Новости культуры


Алена Солнцева о свободе от массового сознания в эпоху массовой культуры
Стоковые изображения от Depositphotos

Понятие масса и массовая культура возникли в 40-е годы XX века, хотя сама проблема массового сознания обсуждалась и раньше. Очень много говорили о нем психологи, в первую очередь Юнг, разрабатывающие принцип коллективного бессознательного. Масса, она же толпа, представлялась неким общим организмом, не способным к рациональному мышлению, но легко попадающим под влияние сильных эмоциональных раздражителей.

Пренебрежение к массе, с ее пристрастием к крайностям и упрощению, сохранилось и до сих пор. Однако сегодня понятно, что, нравится нам это или нет, мы давно живем в обществе массовой культуры, и определение «массы» оказалось куда шире первоначального: «примитивная толпа», не способная к рефлексии.

Сегодня под словом «масса», прежде всего, понимается большинство, множество, то есть совокупность индивидуальных сознаний, обретающих некие общие черты в процессе коммуникации. И если прежде считалось, что масса иррациональна и потому подвержена манипуляциям извне, со стороны вождей, лидеров мнений, то сегодня многие исследователи признают наличие в массе особого коллективного разума, признают способность множества самостоятельно выстраивать и осуществлять некие действия. Способность эта связана с интернетом и социальными сетями, выступающими своего рода нейронными связями между индивидуумами. Цифровая реальность позволяет обмениваться большими массами свободной информации и на этой основе выбирать оптимальные решения. Пришло время для интеллектуальной реабилитации цифровой «умной толпы», которая может быть не только рациональной, но и более сложно мыслящей, чем ее индивидуальные участники. Экспертная цифровая толпа, обладающая свободным доступом к информации, способна к действиям и в реальном мире, и к экспертным оценкам, прогнозам, выработке программ и их реализацию в социальном пространстве.

Однако все не так лучезарно.

Интернет объединяет не только интеллектуалов. Наличие в цифровом пространстве множества различных групп, каждая из которых составляет свою «массу», объединенную общими ценностями, снова приводит к рассуждениям об интеллектуальном неравенстве, а свободный выбор источников информации и распространение таких форм цифровой агрессии, как «троллинг» или «холивар», приводит к повышению роли эмоционального воздействия.

Кстати, в области массового сознания, формируемого не физической толпой, а некоей абстрактной аудиторией средств массовой информации, Россия оказалась едва ли не впереди всего мира. Неграмотная в основе крестьянская масса, составляющая большинство населения в революционной стране, в поисках объяснений, которых люди не находили в традиционной культуре, до основания разрушенной в процессе революции, обратилась, как к высшей силе, к книжной мудрости. А поскольку настоящие книги были редки и трудны для усвоения, на помощь призвано было радио, транслирующее все необходимое в доходчивой и убедительной форме. Чем доходчивей, тем лучше. Содержание упрощали, делая его простым и эмоционально окрашенным. Как лозунг.

Тиражируемые лозунги становились основой массового мышления, общей почвой, тем самым коллективным бессознательным, о котором говорили психологи. А поскольку экспертная основа общества была начисто снесена, некому было оценивать и апробировать столь широко транслируемое слово. И масса покорно принимала на веру услышанное, не подвергая его рациональной проверке.

Постепенно и в СССР снова ложилась некая элитная прослойка, взявшаяся за контроль над массой, называлась она советской научно-технической и творческой интеллигенцией. И до конца советского строя хотя бы на поверхности общества действовал консенсус между низовым массовым и высоким культурным пространством.

Но с началом перестройки перегородки рухнули.

В западной культуре амортизаторами долго работали традиционные институты профессиональная журналистика, юриспруденция, экспертиза университетов, но к XXI веку они ослабли.

Главным транслятором массового сознания явился телевизор, в котором слово сначала иллюстрировалось картинкой, а потом уже картинка подтверждалась словом, поскольку визуальная информация проще и ярче, чем вербальная. В первые годы развития телевидения традиционные структуры общества в демократических странах первыми забили тревогу, предупреждая о невероятной убедительности того, что показано, ведь для большинства зрителей увиденное и есть реальность. Лучше сто раз увидеть истинность этой поговорки легко подтвердил опыт журналистов «Би-би-си», которые в 1957 году сняли трехминутный фильм в стиле телерепортажа о небывалом урожае спагетти в Швейцарии. По телевизору среди других сюжетов показали, как люди снимают с деревьев гроздья лапши, и что же? Редакцию завалили письмами с просьбой указать, где можно найти саженцы таких деревьев.

И дело не только в глупой доверчивости, но и в убедительности формы, скопированной с реальных новостных сюжетов.

Эпоха телевидения клонится к закату, но зато интернет, вопреки позитивным утверждениям об «умной толпе», демонстрирует не только примеры самоорганизации, но и нерассуждающую доверчивость и, что особенно печально, склонность к эмоциональной манипуляции.

В соцсетях говорить может каждый, но расслышать можно только тех, чьи слова повторят больше миллиона раз. При этом массы как в игре в испорченный телефон перевирают по ходу все, кроме самых простейших утверждений. Идеи возникают в головах у специалистов, но овладевают массами при помощи трансляторов. Сложные идеи транслировать невозможно. Зато яркие, эмоционально окрашенные и крайние взгляды расходятся по миру огромными волнами. И дело даже не в самих идеях, а в способе их передачи, который делает их плоскими и примитивными.

Война, катастрофа, эпидемия любое сильное потрясение для массового сознания очень удобны (при всех неприятностях, которые они приносят для каждой отдельной личности), потому что уж тут эмоций выше крыши, а мир упрощен дальше некуда. Катастрофа организует массовые убеждения, а с убеждениями невозможно бороться рациональными методами. Миром массового сознания управляют, как известно, эмоции.

Мы все бываем жертвами этого давления на нас массы так уж человек устроен, но, конечно, если уж культура или природа одарила нас способностью к рациональности, то стоит всегда делать поправку на этот неизбежный эффект упрощения. Мир пока не может справиться с волнами, которые накатывают на массы, запуская неожиданные механизмы практических действий. Но каждый конкретный человек может сознавать, что он не обязан становиться частью массового сознания, вернее так у него, помимо массового, есть еще и свое, индивидуальное, личное пространство, и вот за него мы можем (да, думаю, и должны) отвечать сами.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

По сообщению сайта Газета.ru

Тэги новости: Новости культуры
Поделитесь новостью с друзьями