Стоковые изображения от Depositphotos
Последние два года в Кыргызстане выдались богатыми на выборы. После выборов в Жогорку Кенеш в октябре 2020 года в стране сменилась власть. Итоги выборов были аннулированы — набравшие большинство голосов партии были обвинены в использовании админресурса и подкупе голосов. Новая власть обещала, что следующие выборы пройдут честно и «провластных партий» не будет.
Мы проанализировали итоги трех последних парламентских выборов и расходы партий на предвыборную гонку. Наши данные косвенно подтверждают, что в Кыргызстане, чтобы пройти в парламент, нужно иметь деньги и связи с властью. Но не стоит забывать о таких факторах, как административный ресурс и подкуп голосов, которые сложно доказуемы.
Начнем с парламентских выборов 2015 года, по результатам которых были избраны депутаты шестого созыва. Тогда на выборах участвовали 14 партий, шесть из которых сумели пройти 7% барьер.
120 мандатов были распределены между шестью партиями СДПК, «Республика — Ата-Журт Кыргызстан», «Кыргызстан», «Бир Бол», «Онугуу-Прогресс» и «Ата Мекен».
Эти партии все вместе потратили на предвыборную гонку более 70% денег от всех средств, потраченных политобъединениями на кампанию. На эти выборы в общем было потрачено 782 млн сомов.
Почти треть мандатов получила пропрезидентская партия СДПК. В парламент также прошли объединенные партии нынешнего главы ГКНБ Камчыбека Ташиева и политика Омурбека Бабанова «Республика — Ата-Журт».
Кроме этого, мандаты получили впервые участвовавшие на парламентских выборах партии, которые были лояльны к власти — «Кыргызстан», «Онугуу — Прогресс» и «Бир Бол».
При этом самая старейшая и оппозиционная партия «Ата Мекен» во главе с политиком Омурбеком Текебаевым смогла пройти в парламент, получив наименьшее количество мандатов.
Нужно отметить, что все шесть партий прошедших в Жогорку Кенеш потратили на предвыборную кампанию больше денег, чем остальные партии.
В основном деньги партии тратят на мероприятия по агитации — рекламу в медиа, баннеры и агитаторов.
В 2020 году, по предварительным данным ЦИК, в парламент проходили четыре партии: «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан», «Кыргызстан» и «Бутун Кыргызстан». Первые две партии разделили между собой почти 50% всех голосов, несмотря на то, что впервые участвовали в парламентских выборах.
Занявшая первое место партия «Биримдик» считалась провластной, так как с ней на выборы баллотировался брат тогдашнего президента Сооронбая Жээнбекова и депутат шестого созыва — Асылбек Жээнбеков.
А партию «Мекеним Кыргызстан» связывали с влиятельным кланом Матраимовых — старший из братьев, депутат шестого созыва Искендер Матраимов баллотировался в парламент с этой партией. ТаКже в её списке были приближенные экс-замглавы таможни Райымбека Матраимова. Эта партия потратила больше всего денег на предвыборную кампанию.
Партия «Кыргызстан» также считалась лояльной к власти. В составе этой партии на выборы шли экс-депутаты И депутаты шестого созыва. Главным спонсором партии считался алкомагнат Шаршенбек Абдыкеримов.
Исключением на этих выборах была оппозиционная партия «Бутун Кыргызстан». Она потратила на выборы гораздо меньше денег, чем другие три партии, но смогла пройти преодолеть 7% избирательный порог.
Всего на выборы 2020 года было потрачено 668 млн сомов — это на 15% меньше, чем траты 2015 года.
На следующий день после выборов, 5 октября 2020 года, тысячи граждан и сторонников не прошедших в парламент партий вышли на бессрочный митинг в Бишкеке с требованием отменить итоги голосования. Они были недовольны многочисленными нарушениями в ходе выборов. В частности, митингующие обвиняли «провластные» партии «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан» и «Кыргызстан» в использовании административного ресурса и подкупе голосов.
В результате в стране сменилась власть, а Центризбирком был вынужден аннулировать итоги голосования и назначить повторные выборы.
Спустя год после аннулирования итогов парламентских выборов и проведения референдума для принятия новой Конституции была назначена новая дата выборов — 28 ноября 2021 года. По новому законодательству выборы прошли по смешанной системе: 54 мандата достались партиям, 36 — кандидатам-одномандатникам.
На повторных выборах затраты партий значительно снизились — всего на кампанию было потрачено 199 млн сомов. При этом в Жогорку Кенеш вновь прошли партии, потратившие больше денег и связанные с властью.
Занявшая первое место партия «Ата-Журт Кыргызстан» потратила больше всех денег. Партию связывают с главой ГКНБ Камчыбеком Ташиевым. Сейчас политобъединение возглавляет соратник и бывший однопартиец Ташиева Айбек Маткеримов. Ташиев и Маткеримов постоянно опровергают связь партии с властью.
Однако сын главы ГКНБ Тай-Мурас Ташиев был избран депутатом в Джалал-Абадский горкенеш именно от партии «Ата-Журт Кыргызстан».
Партия «Ишеним», «Ынтымак» и «Альянс» считаются лояльными к власти. Во время агитационной кампании и теледебатов лидеры и кандидаты партий показывали свою солидарность с нынешней властью. Эти три партии прошли в Жогорку Кенеш, несмотря на то, что в парламентских выборах участвовали впервые. В состав этих трех партий вошли чиновники, экс-депутаты и действующие депутаты, у которых уже был опыт участия на выборах. Некоторые из кандидатов шли на выборы 2020 года в составе других партий.
Оппозиционная партия с большой историей «Бутун Кыргызстан» стала единственной партией, которая на повторных выборах в Жогорку Кенеш смогла набрать достаточно голосов для прохождения в парламент. «Бутун Кыргызстан», как и в 2020 году, потратила на предвыборную кампанию не очень много денег — ее успех обуславливается устоявшимся электоратом.
У партии «Ыйман Нуру» уже был уже опыт участия в парламентских выборах в 2020 года, но тогда она не смогла преодолеть 7% барьер. В этот раз политобъединие смогло преодолеть избирательный порог. Слоган партии: «Верующая власть — благословенная жизнь!». Партия смогла добиться такого успеха за счет программы с религиозным уклоном.
По мнению политолога Айбека Тенизбаева, чтобы создать справедливые условия на выборах, нужно вносить изменения в законы и определять объем средств для предвыборной кампании.
«Например, можно установить лимит на траты партий. Такой метод применяется во многих европейских странах. Или же государство перед выборами может выделить партиям определенную сумму денег — партии могут потратить только эти деньги. Закон запретит им тратить сверх этих денег», — говорит Тенизбаев.
Также эксперт добавил, что на парламентских выборах 28 ноября «была попытка создать равные условия для партий, однако у властей это особо не получилось».
«Сейчас партийные институты в Кыргызстане плохо развиты. Например, чтобы получить партия получила голоса на выборах, ей не обязательно иметь богатую историю. Можно создать новую партию, включить туда известных людей, довести бюджет до определенного уровня, пойти на выборы и выиграть их», — объясняет политолог.
В нынешнем законе о выборах в 62 статье есть ограничения: политическая партия не может тратить более 300 млн сомов на предвыборную кампанию. Однако политолог Эмиль Жураев считает, что эти ограничения не имеют смысла, потому что не у всех партий есть возможности столько потратить на выборы.
«Если уменьшить эту сумму [ограничения], то увеличится количество денег, которые тратятся скрыто. Даже сейчас, несмотря на ограничение, есть информация, что партии тратят больше официальной суммы. Деньги, которые тратятся на увеличение числа агитаторов или подкуп голосов, не отражаются в отчётах. Влияние таких сумм колоссальное», — говорит Жураев.
Он считает, что нужно добиться прозрачности трат денег на предвыборную кампанию и тогда снижение суммы для партий даст свой эффект.
Авторы: Айбике Адилет кызы, Элвира Султанмурат кызы
Дата-редактор: Андрей Дорожный
Материал создан стипендиатами программы по дата-журналистике проекта «Медиа-К» «Интерньюс в Кыргызстане», реализуемого при поддержке USAID в КР в партнерстве со Всемирным банком и IDEM. Ментором программы выступает Андрей Дорожный. Мнения и выводы в материале необязательно отражают мнение «Интерньюс» и его партнеров.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана