Популярные темы

Каково это — играть под руководством топ-тройки: Рангник, Клопп и Тухель, или Лучшая школа для будущего тренера?

Дата: 19 января 2022 в 09:04 Категория: Общество


Каково это - играть под руководством топ-тройки: Рангник, Клопп и Тухель, или Лучшая школа для будущего тренера?
Стоковые изображения от Depositphotos

«Каково это — играть под руководством топ-тройки: Рангника, Клоппа и Тухеля».

Тим Хоогланд на секунду отвлекается от ответа.

«Все трое — гении. Они дали мастер-класс по работе в роли футбольного тренера».

Болельщики «Фулхэма», возможно, помнят Хоогланда по его относительно короткому пребыванию на «Крэйвен Коттедж» в 2014-15 годах. Поклонники Бундеслиги же помнят его как надежного правого защитника, который провел большую часть, 14 сезонов, в двух высших эшелонах немецкого футбола. Любители Лиги чемпионов же могут вспомнить его как человека, который забил гол «Шальке» в гостевом матче с мадридским «Реалом» в сезоне 2013-14.

Но, пожалуй, более примечательным, чем все эти вещи, является то, что Хоогланд, насколько может судить The Athletic, единственный человек, который играл под руководством трех «гениев», о которых он упоминает: Ральф Рангник, Юрген Клопп и Томас Тухель.

Трио немцев, которые в настоящее время занимают три самых значимых поста в английском футболе, неразрывно связаны между собой. Рангник оказал влияние на Клоппа и был для него примером. Тухель пошел по стопам Клоппа, став главным тренером сначала «Майнца», а затем дортмундской «Боруссии». А тренерская карьера Тухеля началась, когда Рангник дал ему работу в молодежном составе «Штутгарта». Они остаются, вероятно, самыми влиятельными тренерами поколения на своей родине.

Публикация от Tim Hoogland (@tim_hoogland)

Редкий подарок — играть под руководством и учиться у всех троих. Хоогланд начал свою карьеру в «Шальке», где он дебютировал в Бундеслиге под руководством Рангника в 2005 году. Через несколько лет его уговорили перейти в Бундеслигу 2 к Клоппу, который пытался вернуть «Майнц» в высшую лигу после вылета из нее в конце сезона 2006-07. Затем, когда Клопп ушел в 2008 году, Тухель возглавил команду после годичного пребывания у руля Йорна Андерсона, и Хоогланд был частью команды «Майнц», которая в итоге добилась повышение в классе.

У Хоогланда был еще один опыт работы под руководством Рангника, когда оба вернулись в «Шальке» в сезоне 2010-11, но он был травмирован в течение большей части времени, когда их карьеры совпали. Он также играл под руководством Юппа Хайнкеса, Феликса Магата и Хууба Стевенса. Достойная школа.

«Я столь многому научился у всех них», — говорит Хоогланд в интервью The Athletic. «Мне повезло, что я тренировался под руководством всех этих специалистов, потому что они мне дали, просто невероятно много материала для будущего».

Несмотря на связи, объединяющие трех тренеров, самое интересное, пожалуй, это их различия. И кто может лучше посмотреть и объяснить эти различия, чем человек, который играл под руководством всех троих?

«Все они имеют очень четкое представление о том, какой должна быть структура команды», — говорит Хоогланд. «Клопп знает, что когда ты выигрываешь мяч на половине поля соперника, ты находишься гораздо ближе к голу. Тогда у соперника теряется структура построения команды, и ты можешь найти бреши и нанести им вред.

Он знал это, даже когда играл с «Майнцем» во втором дивизионе: «Это мой стиль футбола. Это тот стиль, который хочет видеть публика».

Это совершенно не похоже на Тухеля — он больше говорил: «Нам нужен правильный план игры». Неделя перед игрой (при нем) всегда была подготовкой команды на выходные. На тренировках мы зеркально отражали соперника. Если другая команда играла по схеме 4-2-3-1, мы играли так же на тренировках.

Затем мы пытались найти слабое место соперника, ключевые точки,  через которые мы могли бы им нанести «больший урон». Его игровые планы и анализ были невероятны, несмотря на то, что он пришел только из молодежной команды. Это был другой подход. У каждого из тренеров была своя структура и подход.

Например, у Рангника были четкие правила на тренировках: если ты оказываешься во второй трети поля (в полузащите), то тебе не разрешалось играть с мячом назад. Если вы выиграли мяч, то первым делом вы должны направлять мяч на половину поля соперника, к воротам.

Часто на тренировках, когда мы получали мяч, у нас было, скажем, шесть или семь секунд, чтобы нанести удар по воротам. Если этого не происходит, мяч получает другая команда. Если вы делаете такие вещи на тренировках, вы будете делать это и в игре. Сейчас многие тренеры и команды делают что-то подобное, но 15-20 лет назад это было более необычно.

Он изменил то, как мы тренировались: ты тренируешься не потому, что хочешь тренироваться, а потому, что у тебя есть очень-очень четкое видение того, как это должно быть в игре».

Хоогланд приводит еще один прием, с помощью которого Рангник повлиял на игру в целом.

Публикация от Tim Hoogland (@tim_hoogland)

В марте 2011 года он во второй раз возглавил «Шальке», которому пришлось собирать осколки после особенно токсичного периода правления Магата. Однако в начале следующего сезона он ушел в отставку, заявив, что у него нет «необходимой энергии для достижения успеха... после долгих и тщательных размышлений пришел к выводу, что мне нужен перерыв». Даже десять лет назад было необычно, чтобы менеджер или кто-либо другой в футболе говорил о том, что, по сути, является выгоранием.

«Тогда он был достаточно силен, чтобы рассказать об этом миру. Это был действительно большой шаг — начать говорить о своем изгорании. 

Может быть, местами это и замечалось в рабочем процессе  — иногда ассистент делал за него чуть больше работы, — но говорить о таких вещах действительно позитивно и важно!».

Хоогланд работал с Рангником как тренер, но в течение последнего десятилетия Рангник был спортивным директором в «Хоффенхайме», «РБ Лейпциге» и, в течение короткого времени в этом году, в московском «Локомотиве». Сейчас он возглавлил первую команду «Манчестер Юнайтед» до конца этого сезона, но теоретически он будет играть более широкую, стратегическую роль на «Олд Траффорд» после этого.

«Он всегда был немного больше, чем тренер. Он действительно хороший коммуникатор, его знания невероятны, у него действительно четкое видение того, как нужно играть в футбол при его руководстве. Он наполовину тренер, наполовину спортивный директор. В Германии его называют Архитектором».

Клопп и Рангник стали известными в Германии не только благодаря своей тренерской деятельности. Оба были достаточно известны, но их известность значительно повысилась благодаря ярким выступлениям в качестве телевизионных обозревателей.

Рангник получил известность на ZDF Sportstudio (немецкая передача о главных событиях) в конце 1990-х годов, когда такие необычные концепции, как «игра без защитника» и «зональная разметка», стали предметом презрения со стороны «фуссболменов» страны. В лучших традициях, когда старшие мальчики в школе задирают маленького, его прозвали Профессором.

«Рангник выступал по телевидению и объяснял свою тактику. Он был великолепен, но это было слишком сложно для многих. Так он и получил прозвище Профессор.

Но для большинства, кто связан с футболом, он был великолепен: он открыл глаза стольким людям, стольким тренерам, на вещи, которые, возможно, другие люди никогда не понимали. Если бы вы были в игре, вы понимали, насколько он был хорош».

Публикация от Tim Hoogland (@tim_hoogland)

Клопп не совсем так зарабатывал славу, становясь больше «личностью» благодаря своим иным выступлениям на телевидении.

«Клопп уже был хорошо известен своей тактикой во втором дивизионе с «Майнцем». Его высокий прессинг уже тогда был единственным в своем роде. Но когда он был комментатором на чемпионате мира 2006 года, он становился все более известным и популярным в Германии, потому что он делал эфир столь освежающим: его анализ был блестящим, а его смех... Все это вывело его на другой уровень».

Недавно The Athletic выпустил серию статей о сэре Алексе Фергюсоне в честь его 80-летия в прошлом месяце. Одна из тем, которая постоянно всплывала в разговорах с его подопечными, заключалась в том, что Фергюсон всегда находил время, чтобы помочь другим менеджерам, независимо от того, как он лично с ними связан. Это качество, похоже, разделяет и Клопп.

«Даже сейчас мы все еще поддерживаем контакт. Мы отправляем сообщения — не часто, но это одна из невероятных вещей, которую я никогда не видел раньше от одного из своих бывших наставников. Когда я пишу Клоппу, он всегда отвечает в течение часа».

Стоит напомнить, что Хоогланд проработал с Клоппом всего один сезон, 14 лет назад, и это была не самая блестящая кампания в его карьере. «Майнц» не смог повыситься, и Клопп покинул клуб тем же летом. Его можно было бы понять понять, если сейчас, будучи менеджером «Ливерпуля», он не особо беспокоился бы об игроке, который, объективно говоря, был незначительным персонажем в его истории.

«Его сопереживание, его человеческая природа, характер просто невероятны. Это то, что не изменилось с тех пор, как он был моим тренером в 2008 году, и до сих пор. Его человеческие качества были намного выше всего, что я когда-либо видел в футболе. Такое не часто встретишь.

За несколько дней до финала Лиги чемпионов в 2019 году я все еще играл, но мне очень хотелось переехать в Австралию. Хотел увидеть что-то другое, например, Австралию или MLS. Знал, что Робби Фаулер был главным тренером «Брисбен Роар». Я сидел с женой за чашечкой кофе и подумал: «Может, спрошу Клоппа, не обратится ли он к Фаулеру, если ему понадобится игрок?». Это было просто так, разговор с женой. Все же написал Клоппу сообщение, и он ответил прямо: «Подожди, я поговорю с ним сейчас».

Вот почему он на своем месте и почему все его любят, почему все хотят работать на него, и все хотят работать вместе с ним».

В некотором смысле, отрадно слышать, что личность Клоппа, которую он демонстрирует на публике — в основном, общительный и харизматичный, с периодическими вспышками злости или гнева, когда дела идут не очень хорошо — это то, каким он является за кулисами и каким он был на протяжении всей своей тренерской карьеры.

«У него хороший баланс. Он может быть очень серьезным и очень жестким на тренировках, но с другой стороны, он дарит вам столько веселья и позитивных моментов. Если ты наносишь удар, а мяч летит на 30 метров дальше, он вполне может начать громко смеяться. И эта реакция имеет позитивный эффект. 

У него нюх на такие ситуации. И он прекрасно делегирует полномочия. Каждый в его тренерском штабе чувствует, что он нужен. У каждого есть своя ответственность. Именно поэтому они растут как группа, коллектив».

Публикация от Tim Hoogland (@tim_hoogland)

Если Клопп не сильно изменился с тех первых дней их работы то вот его преемник в «Майнце» потерпел изменений, отмечает Хоогланд. Нынешнему тренеру «Челси» Тухелю было всего 35 лет, и он никогда не руководил главными командами, прежде чем в 2009 году перешел из молодежной команды. Таким образом, ему было что доказывать и какую репутацию создавать.

«Когда он начинал, он был таким страстным — со своими планами игры, анализом соперника и стилем футбола «Только так мы можем их обыграть», — заявлял он. Удовлетворить его было нелегко. Некоторые люди считали это негативной чертой: он всегда давил, давил, давил, давил, всегда шел к пределу и не был доволен 95 процентами тренировок. Многие люди часто говорили, что у него трудный характер, но он делал это, чтобы выигрывать игры, чтобы стремиться быть лучше.

Но я думаю, что с годами он изменился. Он стал немного спокойнее и расслабленнее. В том возрасте было очень тяжело быть тренером дортмундской «Боруссии», на него оказывалось большое давление. Он шел по очень сложным тропам».

Похоже, что наличие таких прославленных учителей пока что идет Хоогланду на пользу. Он занимается на курсах для получения тренерской лицензии UEFA A Licence вместе с Яя Туре, Гаэлем Клиши, Йоханом Кабайем и другими в Уэльсе, а также вернулся в «Шальке», где работает помощником тренера в команде U-17. Дела идут неплохо: из 24 игр этого сезона они выиграли 22 и сыграли еще две вничью.

«Сейчас я хочу найти свой путь к становлению футбольной тренерской личности. Все они уже дали мне кое-что, чтобы я могй найти этот путь. Если возьму многое от всех них, это очень поможет мне. Надеюсь, в будущем стать хорошим тренером».

Материал The Athletic

По сообщению сайта FootBoom

Тэги новости: Общество
Поделитесь новостью с друзьями