Tazabek — Разрозненные правила, непрозрачные процедуры и отсутствие интеграции цифровых систем в странах Центральной Азии создают скрытые нетарифные барьеры для бизнеса и значительно усложняют транзит грузов. Об этом 5 февраля сказала предприниматель из Таджикистана Мадина Хайруллоева на отраслевой сессии V «Региональная деловая повестка B5+1» по транспорту и логистике.
По её словам, в транзитной логистике Центральной Азии разрозненные правила и процедуры формируют скрытый нетарифный барьер, который для бизнеса зачастую опаснее, чем формальные тарифы. Этот барьер проявляется не в одном месте, а накладывается слоями на каждом этапе цепочки поставок.
«Бизнес сталкивается с тем, что таможенные процедуры отличаются по логике, а не только по форме. Системы управления рисками непрозрачны и работают по разным принципам. Фитосанитарные, пограничные и таможенные органы не имеют общего доступа к данным, а электронные и бумажные процессы зачастую дублируются», — сказала она.
На практике, по её словам, это приводит к тому, что время пересечения границы может колебаться от 8 до 24 часов. Один и тот же груз может проверяться несколькими разными службами по нескольку раз.
Предприниматель считает, что одной из самых недооценённых проблем для бизнеса является не отсутствие цифровых решений, а их фрагментарность и несогласованность между странами.
«Сегодня в большинстве стран Центральной Азии цифровые системы таможенного, фитосанитарного и пограничного контроля, а также разрешительных органов развиваются самостоятельно. Формально существуют «единые окна», но они не интегрированы между собой, отсутствует унифицированная форма данных, а электронные документы часто не признаются автоматически за пределами национальных юрисдикций», — сообщила Хайруллоева.
Она предложила перейти от разрозненной цифровизации к региональной цифровой интеграции, при которой данные передаются между странами через API и используются единые стандарты — документы, коды, цифровые реестры, ЕТИ, ЕНЕР и предварительные решения.
Хайруллоева добавила, что в этом вопросе важно государственно-частное партнёрство, при котором государство определяет правила, требования, доступ к данным и вопросы кибербезопасности, а частный сектор, со своей стороны, отвечает за архитектуру решений, API-интеграцию, масштабируемость.
По её словам, результаты такого взаимодействия должны измеряться конкретными показателями — временем транзита, количеством проверок и стоимостью логистических операций.
За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official
По сообщению сайта Tazabek