Tazabek — Комиссар ЕС по международным партнерствам Йозеф Сикела в ходе интервью изданию Tazabek рассказал об интересе Евросоюза к проектам региональной связанности. Он подтвердил готовность поддерживать инфраструктурные инициативы в рамках Global Gateway. Также комиссар затронул вопросы развития Транскаспийского транспортного коридора, санкционных мер и авиационной безопасности.
— Как часто Вы посещаете Кыргызскую Республику? Каковы Ваши полномочия и формат взаимодействия с Кыргызстаном?
— Я приезжаю в Кыргызскую Республику всякий раз, когда наше сотрудничество требует взаимодействия на высоком уровне. Я был в Бишкеке в марте и с нетерпением жду возможности вскоре вернуться, чтобы оценить прогресс, которого мы достигаем по крупным инициативам, таким как Камбар-Атинская ГЭС-1.
Как Комиссар по международным партнерствам, моя задача — обеспечивать, чтобы ЕС выстраивал долгосрочные, взаимовыгодные партнерства, укрепляющие процветание, устойчивость и безопасность. Моя работа — мобилизовать инвестиции через Global Gateway, включая инфраструктурные проекты, и обеспечивать, чтобы это способствовало более устойчивому развитию.
— С кем из членов Кабинета министров и Администрации президента у Вас были встречи?
— Мои встречи организуются в тесной координации с правительством Кыргызской Республики. У меня состоялись очень конструктивные обмены мнениями с заместителем председателя Амангельдиевым и с несколькими другими высокопоставленными должностными лицами. Это обеспечивает, чтобы наш диалог оставался сфокусированным, ориентированным на результат и полностью согласованным с приоритетами Кыргызстана.
— Как Европейская комиссия оценивает геополитическую позицию и текущую ситуацию в Кыргызстане?
— Кыргызстан — ключевой партнёр для Европейского союза. Его многовекторная внешняя политика, реформаторские амбиции и стратегическое положение в самом сердце Центральной Азии придают ему важную роль в региональной связности и сотрудничестве. Недавний прогресс в заключении пограничных соглашений с Узбекистаном и Таджикистаном является весьма позитивным развитием для стабильности, безопасности и более глубокой экономической интеграции в регионе.
Транскаспийский транспортный коридор (ТТК, «Средний коридор»)
— В Центральной Азии Транскаспийский транспортный коридор в настоящее время в основном проходит через Казахстан. В чем заинтересованность других стран региона в развитии ТТК?
— Все вовлеченные страны явно привержены этому. Коридор помогает им диверсифицироваться, теснее интегрироваться и формировать более устойчивые экономики. Со стороны ЕС наши финансовые институты готовы софинансировать высокостандартные, коммерчески устойчивые проекты по всему региону.
— Рассматривается ли развитие маршрутов ТТК через Кыргызстан? Готовы ли финансовые институты ЕС участвовать в их финансировании/софинансировании?
— Мы открыты к любому варианту, который технически обоснован и коммерчески жизнеспособен. Несколько кыргызских инициатив уже продвигаются, например, дорога Кара-Балта—Чалдовар и планируемый мультимодальный логистический центр в Ивановке. Все это направлено на то, чтобы сильнее связать страну с региональными торговыми потоками.
— Рассматривает ли ЕС проект железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан как часть маршрутов ТТК?
— Мы с интересом следим за проектом. Он не является частью текущей конфигурации ТТК, однако любая высококачественная, безопасная и устойчивая связь восток—запад может укрепить более широкую региональную сеть.
— Какие иные проекты в рамках ТТК могут быть профинансированы в Кыргызстане со стороны ЕС (типология проектов, возможные инструменты и форматы поддержки)?
— Наши приоритеты ясны: модернизация границ и таможни, внедрение цифровых транзитных систем, развитие логистических хабов, а также устойчивые модернизации автомобильных и железнодорожных связей. Финансирование может предоставляться через гранты, гарантии или смешанное финансирование через ЕИБ, ЕБРР и другие институты, при условии что проекты являются устойчивыми, прозрачными и коммерчески обоснованными.
Ограничительные меры ЕС
— Европейский союз включил два банка Кыргызской Республики в список лиц. Рассматривается ли возможность исключения этих банков из списка при выполнении определенных условий?
— Они были включены в список из-за обеспокоенности относительно обхода санкций ЕС против России. Исключение из списка, безусловно, возможно, как только соответствующие причины перестанут быть актуальными. Мы регулярно пересматриваем все меры и приветствуем конструктивный диалог с кыргызскими властями.
— Министерство иностранных дел КР официально обратилось в ЕС с просьбой о проведении независимого аудита в связи с введением санкций. Каковы результаты этого аудита (если он состоялся) и дальнейшие шаги?
— Мы приняли к сведению запрос. Любые дальнейшие шаги будут основываться на проверенных доказательствах и полном соблюдении процедур ЕС. Мы продолжим работать прозрачно и конструктивно с кыргызскими властями на протяжении всего процесса.
Авиационная безопасность и доступ на рынок ЕС
— Кыргызстан находится на заключительном этапе выхода из «черного списка» ЕС по безопасности полетов; финальный аудит запланирован на декабрь 2025 года. Как вы оцениваете шансы Кыргызстана на исключение из списка?
— Следующее обновление списка авиационной безопасности ЕС запланировано на декабрь 2025 года. До официального утверждения мы не можем заранее предрешать итог.
— В случае исключения из «черного списка» и снятия ограничений на полеты в воздушном пространстве ЕС (действующих с 2006 года), какие практические последствия это будет иметь для Кыргызстана?
— В случае исключения кыргызские авиакомпании смогут выполнять прямые рейсы в ЕС после получения необходимого разрешения от Европейского агентства по авиационной безопасности. Это касается исключительно авиационной безопасности; визовые и правила поездок остаются без изменений.
Инвестиции ЕС, программы и проекты
— 17 марта 2025 года Кабинет министров КР, Европейский союз и ЕБРР подписали Меморандум о взаимопонимании по запуску новой программы, направленной на увеличение инвестиций в ирригацию и повышение климатической устойчивости Кыргызстана. Каковы ключевые параметры программы, расскажите об этой программе.
— Меморандум определяет наше сотрудничество по модернизации ирригации, сокращению потерь воды и укреплению климатической устойчивости. Объёмы финансирования и число проектов сейчас финализируются совместно с Правительством и ЕБРР. ЕС предоставляет более 15 млн евро в виде грантов, дополненных более чем 60 млн евро кредитов ЕБРР. Подготовка ведётся, и первые инфраструктурные работы должны начаться в ближайшее время.
— Каковы объемы грантовых и кредитных средств ЕС, направленных на развитие экономики Кыргызстана за последние 10 лет? Какие проекты были реализованы за счет этих средств и каков их текущий статус/результаты?
— За последнее десятилетие ЕС предоставил Кыргызстану около 300 млн евро в виде грантов, наряду со значительным финансированием со стороны европейских банков развития. Это улучшило государственные услуги, укрепило институты и поддержало рост бизнеса — от цифровизации до энергоэффективности и развития сельских районов.
— Сколько совместных предприятий со странами ЕС работает в Кыргызстане? Каков объём инвестиций из стран ЕС и какие ключевые проекты сейчас реализуются?
— Европейские компании активны в возобновляемой энергетике, телекоммуникациях, банковском секторе, медицинских технологиях и агробизнесе. Финансирование при поддержке ЕС помогает местным компаниям расширяться, привлекать инвесторов и вносить вклад в устойчивое экономическое развитие.
— Есть ли бизнесы, открытые гражданами Кыргызстана в странах ЕС? Если да, каково их примерное количество и отраслевая структура?
— Граждане Кыргызстана, законно проживающие в ЕС, ведут бизнес в сферах услуг, торговли, транспорта, общественного питания и ИТ. Государства — члены ЕС не ведут централизованный учёт собственности по национальности, однако деловая среда ЕС предоставляет значительные возможности для предпринимательства и развития навыков.
— Каков объем товаров, импортируемых из Кыргызстана в страны ЕС, и как он изменился в последние годы? Какие товары поставляются и какие из произведенных в Кыргызстане наиболее востребованы на рынке ЕС?
— Ключевые экспортные позиции включают текстиль и одежду, агропродовольственную продукцию, металлы и минералы, а также отдельные промышленные товары. Мы работаем с кыргызскими производителями, чтобы они соответствовали стандартам ЕС, диверсифицировали экспортную базу и укрепляли своё присутствие на европейском рынке.
— Каковы планы ЕС по развитию спутникового интернета в регионе и возможное участие Кыргызской Республики в соответствующих инициативах?
— Мы продвигаем финансируемую ЕС спутниковую связность, которая обеспечит широкополосный доступ для удалённых сообществ в Кыргызстане; при этом первые подключения ожидаются в 2026 году. Новый проект поддержки Copernicus также предоставит спутниковые данные для сельского хозяйства, климатического мониторинга и государственных услуг.
— Какие «зеленые» проекты ЕС готов реализовать в Кыргызской Республике в рамках инициативы Global Gateway (приоритетные направления, инструменты и ориентировочные объемы поддержки)?
— В рамках Global Gateway мы готовы поддерживать возобновляемую энергетику в больших масштабах — гидроэнергетику, солнечную и ветровую — с объёмом до 1 млрд евро льготных кредитов, обеспеченных грантами. Около 200 млн евро направляется на устойчивое управление водными ресурсами, и ещё 25 млн евро — на поддержку климатически устойчивого сельского хозяйства. Эти инвестиции призваны обеспечить более чистую и более устойчивую экономику для народа Кыргызстана.
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
По сообщению сайта Tazabek