Популярные темы

Сколько на самом деле майнинг-ферм в стране? Спойлер — неизвестно. Власти это тщательно скрывают

Дата: 21 ноября 2025 в 16:02 Категория: Новости политики


Сколько на самом деле майнинг-ферм в стране? Спойлер — неизвестно. Власти это тщательно скрывают

 

На фоне энергокризиса в Кыргызстане президент Садыр Жапаров заявил, что в стране только две майнинг-фермы, работу которых временно приостановили для экономии электричества. 

«Обе находятся под моим контролем. Одна в Кемине, другая на Камбар-Ате-2 […] Несмотря на то, что эти две майнинг-фермы приносят стране миллионы, мы их обе временно приостановили», — сказал он.

Жапаров говорит о фермах, принадлежащих компаниям «Соларкоин» в Кемине и связанной с Бакиевыми «МБТ Строй» на Камбар-Ате-2. «Клооп» расследовал, кто стоит за компаниями, по какой цене они получают электричество и откуда его берут.

Но действительно ли их всего две и правда ли они перестали работать — неизвестно. 

Точных данных о том, сколько в Кыргызстане майнинг ферм нет — власти в 2024 году признавали только одну ферму, а в 2025 — две. 

При этом поступления в бюджет от налога на майнинг растут, а министр энергетики Таалайбек Ибраев неоднократно озвучивал разные данные по компаниям, которые работают в сфере майнинга.   

В апреле 2024 года министр энергетики Таалайбек Ибраев заявлял, что в Кыргызстане зарегистрирована 31 майнинг-компания, но работают только 9 из них. Он настаивал, что они питаются от частных мини ГЭС. 

А всего за месяц до этого Ибраев утверждал в парламенте, что в стране работает только одна майнинг-ферма, но случайно проговорился о том, что их может быть больше. После этого выступления замминистра энергетики заявлял о том, что в стране 25 майнинг-компаний.  

Согласно официальному реестру Службы регулирования и надзора за финансовым рынком, действующий сертификат на майнинг есть у семи компаний. При этом, неизвестно, сколько майнинг-ферм создали эти компании и работают ли они сейчас. 

Лицензия выдается на неопределенный срок, но согласно порядку о регистрации и выдачи сертификата для деятельности по осуществлению майнинга, она прекращает действие, если более 12 месяцев не заниматься майнингом.

Вопрос майнинг-ферм стал актуальным из-за большого объема потребления электроэнергии, которой сейчас недостаточно даже для повседневной жизни граждан. 

В 2021, когда ГКНБ начал активно бороться с незаконным майнингом, спецслужбы называли фермы одной из причин затянувшегося энергокризиса в стране.

Но уже в 2023 году журналисты начали выпускать расследования о том, что в Кемине работает майнинг ферма — речь шла о компании «Соларкоин». Тогда Садыр Жапаров подтвердил, что ферма была построена с разрешения властей и упомянул вторую майнинг-ферму на Камбар-Ате-2.

После того, как журналисты стали еще более пристально следить за майнингом в Кыргызстане и выяснили, что вторая майнинг ферма связана с Бакиеивыми, власти начали скрывать данные об объемах потребления электроэнергии. Эти данные помогали понять, какие производства в Кыргызстане потребляют наибольшее количество электроэнергии. 

Из этих данных также становилось ясно, сколько электроэнергии потребляют майнинг-фермы. К примеру, в 2023 году компания «Соларкоин» занимала второе место по потреблению электроэнергии в Кыргызстане, использовав 48,5 млн киловатт часов электроэнергии. Это сопоставимо с месячным энергопотреблением небольшого города. 

По сообщению сайта Новости Кыргызстана

Тэги новости: Новости политики
Поделитесь новостью с друзьями