Tazabek — Динамика отпускных цен НПЗ РФ на нефтепродукты за первые 5 месяцев 2025 года демонстрировали умеренный рост, уровень котировок на бирже колебался в диапазоне 50 – 53 тысячи рублей за тонну по АИ-92, 62 – 64 тысячи рублей за тонну по АИ-95 и 51 – 52 тысячи рублей за тонну по дизельному топливу. По словам эксперта по экономическим вопросам Дениса Бердакова, в июне 2025 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже зафиксирован резкий рост цен на нефтепродукты. Бензин марки АИ-92 подорожал примерно на 15 тыс. рублей за тонну (около 190 долларов США или 11 рублей за литр). Цена на АИ-95 выросла на 7 тыс. рублей за тонну (примерно 90 долларов США или 5 рублей за литр). Дизельное топливо подорожало в среднем на 6 тыс. рублей за тонну (около 75 долларов США или 5 рублей за литр).
Основными факторами, повлиявшими на рост биржевых цен, стали сезонное увеличение спроса и проведение плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах, которые традиционно проводятся в период с Мая по Август. В этот период объем предложения на рынке снижается.
Правительство России обеспокоено данной ситуацией и рассматривает возможность частичного запрета экспорта бензина на август–сентябрь 2025 года, во избежание роста розничных цен ГСМ на внутреннем рынке. Данный запрет повлечет за собой дополнительный рост экспортных цен НПЗ. В первом полугодии текущего года на топливном рынке Кыргызстана не наблюдалось резких скачков цен, однако учитывая вышеуказанные внешние факторы в Июле месяце ожидается постепенный рост цены на ГСМ, так как трейдеры начали реализацию объемов, закупленных в Июне месяце по высоким ценам.
Наша страна является импортозависимой в части обеспечения населения нефтепродуктами. Основной импорт ГСМ, а это 95%, осуществляется с Российской Федерации. Соответственно рост экспортных цен на нефтепродукты в Российской Федерации оказывает прямое влияние на стоимость ГСМ в Кыргызской Республике. При этом необходимо отметить, что розничные цены на топливо в Кыргызской Республике остаются одними из самых низких в регионе по сравнению с соседними странами — Таджикистаном и Узбекистаном, которые также зависят от импорта нефтепродуктов из Российской Федерации, — отметил Денис Бердаков.
Ниже приведены средние розничные цены сом/литр в упомянутых выше странах по состоянию на Июль 2025 года:
Цены на бензин марки АИ-92 и дизтопливо в соседнем Таджикистане выше на 19,60 и 18,30 сом за литр соответственно, разница с Узбекистаном составляет 21,90 по бензину марки АИ-92 и 8,70 сом за литр по дизтопливу. Важно отметить, что Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан приобретает нефтепродукты с НПЗ РФ по одинаковым экспортным ценам. Тогда почему такая разница в цене? Вся загвоздка в том, что в Таджикистане и Узбекистане уровень рентабельности на рынке нефтепродуктов варьируется в пределах 25%-30%, когда как в Кыргызстане этот показатель на уровне 3%-5%.
На самом деле уровень рентабельности, которого придерживаются в соседних странах, является справедливым. Основную часть прибыли компании реинвестируют в местную экономику путем реконструкции, модернизации, а также строительства новых инфраструктурных объектов (АЗС, нефтебазы, жд пути), обновляется технологический автопарк, индексируются заработные платы сотрудников.
По словам Бердакова, низкий уровень рентабельности в Кыргызстане не дает возможности для дополнительных вложений в сектор, своевременно не обновляется технологическое оборудование, нет возможности увеличения объемов хранения – строительства новых нефтехранилищ, АЗС и тп. Для обеспечения устойчивого развития бизнеса, уровень рентабельности должен быть рыночным, это один из ключевых принципов экономики в целом.
«Предлагаю рассмотреть последствия низкого уровня рентабельности на примере топливного рынка Казахстана. Казахстан является нефтяной страной, добыча нефти составляет около 100 млн тонн в год, из них 90 млн тонн направляется на экспорт и 10 млн перерабатывается на местных НПЗ для обеспечения внутреннего спроса. При этом розничные цены ГСМ в Казахстане являются одними из самых низких цен в мире, по факту они реализуются с отрицательной маржой, убытки, генерируемые от продажи этих объемов на внутреннем рынке, субсидировались государством за счет доходов от экспорта нефти. Как оказалось, низкие розничные цены на ГСМ в Казахстане – это палка о двух концах. В краткосрочной перспективе они приносили выгоду населению, но в долгосрочной привели к кризису в нефтяной отрасли, а именно:
— снижение рентабельности нефтеперерабатывающих заводов, деградация производственных мощностей, ограничились возможности модернизации и инвестиций.
— из-за ценового дисбаланса с соседними странами (Россия, Узбекистан, Кыргызстан) осуществляется нелегальный вывоз ГСМ (до 500 тысяч тонн в год). Это привело к дефициту топлива в приграничных регионах Казахстана».
В этой связи с 30 января 2025 года Министерство Энергетики Республики Казахстан отменило госрегулирование цен и перешло к рыночной модели ценообразования. Новый подход предполагает балансировку цен в зависимости от спроса и предложения. Постепенное приведение цен к рыночному уровню (максимальное сокращение разницы с ценами соседних стран) создаст стимулы для инвестиций в нефтеперерабатывающую отрасль, сократит дефицит топлива и устранит нелегальный экспорт.
Либерализация рынков может быть основой устойчивого развития экономики, так как она предполагает освобождение рыночной экономики от государственных ограничений, которые мешают её нормальному функционированию.
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
По сообщению сайта Tazabek